|
|
N°61, 12 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ворота безопасности
Символом «Северного потока» стала русская императрица
9 апреля в присутствии главы российского государства Дмитрия Медведева и еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера в бухте Портовая под Выборгом был сварен первый стык морского газопровода «Северный поток». И эту точку отсчета так или иначе отметили все страны Европы -- как противники, так и сторонники новой магистрали из России в Западную Европу, которая, минуя транзитные страны, соединит порты российского Выборга и германского Грайфсвальда.
Дмитрий Медведев признался, что искренне рад всему происходящему и что ему даже не верилось в получение всех разрешений. «Этот проект впервые обеспечит прямые поставки российского газа в страны Европы и позволит поставлять европейским потребителям ежегодно дополнительно 55 млрд куб.м газа к нынешним 140 млрд кубометров. Если честно, мне казалось, что экологические согласования никогда не закончатся. А то, что все сложилось, доказывает -- «Северный поток» не просто крупный коммерческий проект. Это вклад в решение экологических и климатических проблем. И нами сделано все необходимое, чтобы гарантировать его надежность и безопасность для окружающей среды», -- заявил он.
Кстати, ранее российские официальные лица не позволяли себе и тени сомнений в том, что проект будет реализован. Но, как выяснилось, публичная уверенность, в том числе когда Швеция и Финляндия тянули с выдачей согласований, была лишь частью стратегии.
Канцлер Германии Ангела Меркель не смогла прибыть на церемонию (видимо, участие в мероприятиях со своим давним политическим оппонентом, а ныне председателем комитета акционеров Nord Stream Герхардом Шредером выше ее сил) и прислала свое видеообращение, смысл которого почти не отличался от сути слов российского президента. Причем говорила канцлер не только за Германию: «Для Европы «Северный поток» -- важное условие обеспечения безопасности энергоснабжения. Россия же со своей стороны повышает стабильность спроса на газ».
После газовых войн, которые почти на каждый Новый год, дарили страны-транзитеры, и падения спроса на газ в Европе в период кризиса это совсем не праздные слова. Недаром г-н Шредер назвал «Северный поток» продолжением политики Петра I «прорубить» окно в Европу, которое теперь станет «воротами». Шведы, 300 лет назад изрядно пострадавшие от летевших из-под петровского топора щепок, после таких метафор наверняка загрустили по поводу того, что осенью выдали разрешение на укладку газопровода в своей юрисдикции...
Управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг, выйдя на сцену, скомандовал по-русски: «Сваривать!» Трехсантиметровая труба была обварена по своему полутораметровому диаметру буквально за мгновение. После чего представители стран -- инициаторов проекта и компаний-акционеров (напомним, «Газпрому» принадлежит 51% «Северного потока», германским концернам BASF/Wintershall и E.ON Ruhrgas -- по 20%, нидерландской корпорации N.V. Nederlandse Gasunie -- 9%) подошли к трубе, на которой красовались три флага: российский, германский и голландский. А поскольку вокруг вовсю играла красками весна -- грело солнце, носились бабочки, а над трубой даже пролетела большая стрекоза, Дмитрий Медведев улыбнулся, мелом написал под триколором «удачи!» и поставил свой автограф.
На трубе могло быть на один флаг больше. Предполагалось, что до официального старта стройки в проект войдет еще один участник -- французская GDF Suez (она должна выкупить по 4,5% у немецких участников), но завершить сделку полностью не удалось. Тем не менее семья Nord Stream в ближайшем будущем пополнится представителем Франции. По словам источников, близких к переговорам, осталось утрясти формальности.
Напоследок Алексей Миллер сделал широкий жест, объявив символом «Северного потока» императрицу Екатерину I. Четыре года назад на аукционе Sotheby's в интересах «Газпрома» был куплен ее портрет кисти датского художника Андреаса Меллера, который в 1712 году написал его как раз в Грайфсвальде. Картину припасли для церемонии начала стройки «Северного потока». Показав полотно Дмитрию Медведеву, г-н Миллер объявил, что передает ее Эрмитажу, а копия отныне будет украшать компрессорную станцию в бухте Портовая. Именно она и будет подавать Европе газ под давлением в 100 атмосфер без дополнительной компрессии на всем протяжении 1200-километрового трубопровода, первая линия которого должна быть готова в третьем квартале 2011 года, а вторая -- к концу 2012-го.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Выборг -- Санкт-Петербург, Алексей ГРИВАЧ