|
|
N°127, 18 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Светить везде
Цели энергетиков и Московского Дома фотографии едины
В Московском Доме фотографии открылась выставка c названием громким и удивительным -- «Сотворение света». Не сразу и догадаешься, что речь идет не о действиях сил небесных, а об энергетике. Правда, московской, обслуживающей бог знает сколько миллионов человек. Именно ее «Страницы истории» обещает осветить выставка, «приуроченная к 115-летию крупнейшей энергетической компании «Мосэнерго».
Пугаться громадности замысла не стоит, за ним скрывается довольно скромная экспозиция, небрежно подобранная из архивных и современных карточек. Этапы большого пути -- от ГОЭЛРО через «лампочку Ильича» и железную поступь индустриализации до скандалов эпохи Чубайса -- в основном остались «за кадром». Подбор до- и послевоенных карточек из Красногорского архива кинофотодокументов «на тему электричества» нисколько не восстанавливает ни историю страны, ни историю энергетики, ни историю фотографии. Убогое качество современных отпечатков с архивных негативов не может вытянуть выставку, лишенную всякого другого смысла, кроме «темы и даты». Удручающей банальности репортажной съемки советского времени, многократно повторяющей штампы эпохи -- машина, рабочий, индустриализация, электрификация, уныло вторят современные фотографы. Машинные залы и «управляющие сложными механизмами рабочие» сняты без затей в живучей эстетике советской газетной иллюстрации. Старые фотографии от современных отличить сложно: те же турбины (может, и другие, но эти тонкости доступны только специалистам), те же студенты старательно размышляют над чертежом, те же рабочие в тех же комбинезонах интенсивно общаются друг с другом и окружающими (на современных карточках -- по мобильникам).
Бессмысленная и беспощадная московская эстетика юбилея, наследие советских времен, наполняет программу Московского Дома фотографии чередой выставок, совершенно случайных по содержанию и никаких по форме. Тема вместо мысли и дата вместо события вынуждают работать быстро и пренебрегать качеством. Разумеется, это только часть интенсивной и разнообразной деятельности Московского Дома фотографии, но ведь часть немаловажная и обязательная. Даже и без выставки, посвященной юбилею «Мосэнерго», Дом фотографии остается нашим лучом света -- не в том смысле, что в темном царстве, а в том, что фотографию называют еще светописью. МДФ дарит нам шикарные возможности увидеть шедевры мировой фотографии, открывает для широкой публики закрома отечественных фотоархивов и занимается прочей полезной деятельностью. Если хватит здоровья, покопавшись в предлагаемом им изобилии, обычно каждый находит себе что-то по размеру и вкусу, потому и остается в целом доволен проведенным временем и проделанной работой. Возможно, и на этой откровенно «датской» и халтурной выставке кому-то что-то покажется любопытным, хотя представить себе подобного невзыскательного зрителя мне не по силам.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ