|
|
N°60, 09 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взгляд изнутри
В регионах России хотят создать комиссии по контролю за детскими домами
Обсуждение законопроекта «Об общественном контроле за детскими учреждениями», появившегося после серии громких скандалов в закрытых интернатах и детдомах, вышло на финишную прямую. Члены Общественной палаты представили вчера проект закона, который вводит как сам институт гражданского контроля за учреждениями, где содержатся дети, так и определяет форму этого надзора. Законопроект предполагает, что проверять условия проживания и содержания неблагополучных детей будут специальные комиссии, которые планируется создать в каждом регионе и которые будут подчиняться единому надзорному органу, созданному в рамках ОП РФ. Впрочем, судя по критике, которой удостоилась первая редакция документа, в Госдуму он будет внесен с серьезными правками.
О необходимости законодательно обязать администрации детских учреждений пускать на свою территорию представителей общественности говорили давно, однако дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как при президенте Дмитрии Медведеве был создан институт уполномоченного по правам ребенка. «На протяжении достаточно продолжительного времени многие отмечали, что обеспечить безопасность и права детей, находящихся в детских учреждениях, невозможно, потому что никакого внятного контроля до сих пор не существует»», -- напомнила вчера председатель рабочей группы по проблемам детства и молодежной политики Общественной палаты Ольга Костина. По мнению общественника, если из детских домов еще поступает скудная информация о том, что там происходит, то, например, дома малютки для правозащитников -- «черная дыра».
Повысить степень ответственности перед детьми и обществом руководителей детдомов и интернатов можно только с помощью соответствующего закона, считает глава фонда «За права ребенка» Борис Альтшулер. По его словам, попасть в приюты сегодня редко удается не только общественникам, но и прокурорам. Правозащитник настаивает: главный смысл подготовленного им законопроекта заключается даже не в том, чтобы создать очередной надзорный орган, а в том, чтобы разработать механизмы так называемого «сопровождения» детей-сирот в течение всего периода их нахождения в интернате. Закон, позволяющий общественникам постоянно контролировать ситуацию за закрытыми дверями интернатов, в идеале должен изменить подход к детям у персонала и администрации, говорит г-н Альтшулер. «Какая, к примеру, сейчас ситуация в домах ребенка? Чтобы дети спали, им на ночь дают полтаблеточки димедрола, поскольку нянечкам тоже нужно спать. Это страшно, когда грудным ежедневно дают таблетки», -- привел он пример нынешнего отношения персонала приютов к воспитанникам.
Разработчики законопроекта предполагают, что в создаваемые в регионах надзорные комиссии будут входить детские омбудсмены и общественники, делегированные неправительственными организациями. При этом федеральная комиссия, которую планируется наделить правом проверять детские учреждения во всех регионах страны, должна подстраховаться на случай, если региональные структуры попадут под жесткий прессинг местных властей или, напротив, будут слишком лояльны власти.
Впрочем, в Общественной палате есть и те, кто пока не видит необходимости принимать федеральный закон для того, чтобы осуществлять общественный контроль в детдомах. Президент благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», член ОП Олег Зыков напомнил вчера, что в России уже есть места, где наработан положительный опыт взаимоотношений общественности с руководством детдомов. В Пермском крае, по словам г-на Зыкова, уже несколько лет успешно действуют механизмы по надзору за детскими учреждениями. «Нужно использовать опыт таких регионов и распространять его на всю страну, а не создавать федеральный закон, потому что проблему он не решит », -- отметил общественник, усомнившись в том, что принятие такого закона повысит инициативу чиновников и правозащитников на местах. «Наоборот. Он сократит ее», -- уверен г-н Зыков.
Вячеслав КОЗЛОВ