Время новостей
     N°59, 08 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2010
Тормоз для стандартов
Сергей Иванов раскритиковал нефтяников
Вице-премьер Сергей Иванов вступился вчера за многострадальный отечественный автопром, упрекнув нефтяников в том, что они затягивают процесс перехода на европейские стандарты топлива, к которым производители автомобилей, по его словам, уже давно готовы. «Два года назад Минпром согласился на то, что российский автопром, включая КамАЗ, будет делать двигатели евро-4. Соответствующее постановление правительства было выпущено, а после этого нефтяники начали такое: давайте еще годик подождем, давайте еще годик, мы не готовы...» -- сказал вчера вице-премьер.

Ранее планировалось, что производители топлива перейдут на евростандарты с 1 января нынешнего года. Этот процесс грозил нефтяным компаниям влететь в копеечку, поскольку все НПЗ в стране требовали существенной модернизации. НК удалось пролоббировать перенос срока ввода техрегламентов: стандарт евро-3 начнет действовать с 1 января 2011 года, а евро-4 -- с 1 января 2012-го.

Сейчас все машины, сходящие с конвейера «АвтоВАЗа», отвечают стандарту евро-3, а экспортные модели соответствуют более строгим требованиям евро-4 и евро-5. Таким образом, по словам г-на Иванова, автопроизводители сказали «а», но нефтяники никак не хотят говорить «б».

Впрочем, это не совсем так. Крупнейшие производители топлива -- ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Роснефть» -- уже освоили выпуск бензина, соответствующего евро-4. Посмотрев на суммы, в которые обошлись эти проекты, можно понять, почему нефтяники оттягивали их реализацию до последнего. Например, ТНК-ВР, которая владеет несколькими крупными НПЗ в центральной части страны, планирует в ближайшее время направить на модернизацию производств около 200 млн долл., а в течение пяти лет -- 1,3 млрд долл. В модернизацию самого крупного перерабатывающего актива «Роснефти» -- Самарского НПЗ -- будет вложено примерно 800 млн долл. Инвестиции в НПЗ ЛУКОЙЛа в Нижнем Новгороде составят около 1 млрд долларов.

Другие производители топлива, еще не вышедшие на евростандарты, продолжают готовить свои НПЗ к новому техрегламенту. Так, «Сургутнефтегаз» планирует направить в этом году 700--800 млн долл. на проекты в нефтепереработке (компания владеет НПЗ в Киришах). Активно идет модернизация Омского НПЗ, принадлежащего «Газпром нефти». Чтобы топливо отвечало евростандартам, компания потратит 800 млн долл., а общие инвестиции в течение семи лет оцениваются в 3,4 млрд долл. «Газпром нефть» реализует инвестиционные проекты в соответствии со стратегией развития нефтепереработки, соблюдая сроки и требования технического регламента», -- заявили «Времени новостей» в пресс-службе компании. В «Башнефти» вчера рассказали, что уже сейчас половина производимого компанией топлива соответствует евро-4. «В 2011 году этот показатель должен составить уже 90%», -- отметил официальный представитель «Башнефти».

Тем не менее нефтяники внимательно следят за ситуацией на рынке. «Нет смысла производить какую-то продукцию, если ее не будут покупать. Выполняя требования нового регламента, мы не хотим слишком быстрой его реализации, если рынок окажется к этому не готов», -- заявлял в октябре прошлого года вице-президент ТНК-ВР по переработке и торговле Дидье Бодранд.

По мнению экспертов, нефтяники должны успеть уложиться в срок, отпущенный правительством. «В большей или меньшей степени компании успеют модернизировать свои производства до 2012 года», -- рассказал «Времени новостей» аналитик ИА «Кортес» Михаил Турукалов. По его мнению, после ввода нового техрегламента автолюбителям стоит приготовиться к росту цен: «Инвестиции в НПЗ были серьезные, все они будут заложены и в стоимость топлива».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ