Сербия намерена на законодательном уровне опровергнуть укоренившиеся в западном мире представления о причинах кровавого распада Югославии в 1990-е годы. Депутаты сербской Народной скупщины (парламента) впервые готовят проект резолюции, осуждающей все преступления, совершенные против сербов на пространстве бывшей Югославии с начала 1990-х годов. В проекте документа говорится, что парламент решительно осуждает преступления против граждан Сербии и всех представителей сербского народа во время конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, крае Косово, а также во время натовских бомбежек Югославии 1999 года. Резолюция призвана показать сербов как жертв боснийских, хорватских и косовских властей, а также Североатлантического альянса. Документ планируется принять в течение мая.
Многие сербские оппозиционеры восприняли эти планы скептически. Они полагают, что Белград ведет политическую игру, а появление резолюции не укрепит позиции страны. Да и на Международный суд ООН в Гааге намерения сербских законодателей пока не произвели должного впечатления. Суд дает понять сербам, что готовящийся вердикт
по статусу Косово напрямую зависит от ареста экс-главкома армии боснийских сербов 68-летнего Ратко Младича
(на снимке). С решением Международного суда Белград связывает надежды на сохранение хотя бы формального контроля над Косовским краем, провозгласившим независимость в 2008 году.
В ближайшие недели сербские власти могут столкнуться с тяжелейшим выбором. Арест Ратко Младича и его выдача Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии могут спровоцировать в Сербии острый внутриполитический кризис, поскольку оппозиция и значительная часть населения считают генерала защитником всех сербов. Однако Брюссель и Гаага недвусмысленно предлагают Белграду «обменять» Младича на вердикт Международного суда ООН по Косово и туманные обещания членства в Европейском союзе.
По информации «Времени новостей», в случае выдачи генерала решение суда, имеющее лишь рекомендательный характер, может содержать сдержанную критику албанских властей Приштины за их односторонние действия в обход ООН. В противном случае Международный суд попросту объявит себя неспособным вынести суждение по статусу Косово. Подобную позицию нейтралитета занял генсек ООН Пан Ги Мун. В обнародованном на днях докладе Совбезу ООН о ситуации в Косово он вновь обошел статусные вопросы, охарактеризовав положение в сфере безопасности как «относительно спокойное, но хрупкое», призвав Белград и Приштину к сотрудничеству по «практическим вопросам».
Международный суд ООН в Гааге рассматривает проблему Косово по запросу Сербии с конца 2008 года. Он должен ответить на вопрос о легитимности одностороннего провозглашения независимости края. После завершения в декабре 2009 года открытых судебных прений окончательный вердикт ожидался к апрелю. Однако, как стало известно «ВН» из сербских парламентских кругов, на Западе ждут, когда сербы арестуют Ратко Младича. «Обнародования судебного вердикта по Косово не следует ожидать ранее ноября», -- утверждают источники «ВН».
Информация о намерении Запада увязать судебное решение по Косово с арестом Младича появилась на фоне заметного ужесточения высказываний главного прокурора Гаагского трибунала Сержа Браммерца. На днях в интервью белградской газете «Вечерне новости» он сообщил, что к концу мая подготовит для Совбеза ООН новый доклад о сотрудничестве Сербии со своим ведомством. Этот доклад будет «негативным», если сербские власти «не предпримут всех возможных мер» для ареста Младича и еще одного ключевого обвиняемого -- экс-лидера хорватских сербов Горана Хаджича. Их местоположение неизвестно. Однако, по словам г-на Браммерца, лично у него «нет никаких оснований сомневаться в том, что они находятся в Сербии».
Негативное заключение Гаагского трибунала похоронит надежды Белграда в обозримом будущем вступить в ЕС. Пытаясь спасти ситуацию, сербские власти инициировали в парламенте две резолюции. Одна была принята в ночь на 31 марта и касалась событий в боснийском городе Сребреница в 1995 году. Тогда, по версии Гаагского трибунала, армия генерала Младича расстреляла восемь тысяч боснийских мусульман. Принятая резолюция «решительно осуждает преступление, совершенное против боснийско-мусульманского населения Сребреницы в июле 1995 года в том виде, как оно определено Международным судом ООН». Сербская оппозиция добилась смягчения формулировки, в первоначальных проектах документа фигурировал термин «геноцид». В 2007 году Международный суд ООН объявил события в Сребренице «актом геноцида», воздержавшись, правда, от возложения вины за это на тогдашние власти Сербии и Югославии.
Сразу после принятия резолюции по событиям в Сребренице депутаты Народной скупщины начали готовить документ с осуждением преступлений против сербов на территории бывшей Югославии. Эта резолюция «отражает лицемерие властей и является маркетинговым трюком» для оправдания первого документа, заявил зампред фракции оппозиционной Сербской радикальной партии (СРП) Александар Мартинович. Он подтвердил, что для его партии неприемлемы обвинения «сербского народа и Ратко Младича» в геноциде в Сребренице. Руководитель депутатской группы «Новая Сербия» Велимир Илич считает, что декларация о преступлениях против сербов «призвана отмыть правящую коалицию после принятия декларации о Сребренице».
«Для нынешних властей Сербии во главе с президентом Борисом Тадичем краеугольным камнем является интеграция в евроатлантические структуры, прежде всего в Евросоюз», -- подчеркнул в беседе с «ВН» один из лидеров СРП Деян Мирович. По его словам, для властей «интересы Евросоюза важнее интересов Сербии». Наш собеседник напомнил, что Тадич в 2005 году заявил, что «членство в Европейском союзе важнее сохранения государственного союза», имея в виду намерение Черногории при поддержке Запада отделиться от Сербии. В итоге Черногория провозгласила независимость от Сербии в 2006 году. По мнению г-на Мировича, сербов вынуждают считать себя «плохими парнями», однако «взамен на фактическое признание вины за события в Сребренице и арест Младича Сербия не получит от ЕС ничего, кроме новых условий и обещаний».
«Проблема Сребреницы стала предметом политической спекуляции, в которую втягивают самих сербов», -- сказала «ВН» руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. Она подчеркнула, что торопиться с принятием решений «не следует до тех пор, пока все обстоятельства событий в Сребренице не будут выявлены и не станут достоянием общественности, иначе это ляжет тяжелым обвинением на плечи всего сербского народа и станет подтверждением версии натовцев о вине сербов за все, что происходило на Балканах в 1990-е годы и оправданием бомбежек Югославии в 1999 году».