|
|
N°60, 09 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немцы спорят о службе в Афганистане
Министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг впервые среди высших политиков стран назвал на днях своим именем операцию НАТО против талибов: «Если даже это не каждому понравится, глядя на то, что разыгрывается в отдельных регионах Афганистана, на обыденном языке можно говорить о войне». После некоторых колебаний слова главы военного ведомства поддержала канцлер Ангела Меркель. Через своего официального представителя глава правительства подтвердила, что фразеология была «согласована министром с ведомством федерального канцлера». Федеральное правительство Германии исходит из того, что немецкие солдаты участвуют в войне.
Сегодня Ангела Меркель прервет отпуск на Канарах и примет участие в похоронах троих солдат бундесвера -- десантников, погибших неделю назад, в Страстную пятницу, в бою с талибами в районе Кундуза. Еще несколько были тяжело ранены. Спустя несколько часов после того боя солдаты бундесвера недалеко от места схватки с боевиками по ошибке убили шесть солдат афганской армии, ехавших на автомашине и не отреагировавших на требование остановиться. Канцлер Меркель и министр цу Гуттенберг принесли официальные извинения афганской стороне.
«Прибытие на похороны -- это личное пожелание федерального канцлера», -- заявил вчера пресс-секретарь правительства. Личное участие первых лиц государства в траурных церемониях прощания с погибшими в Афганистане солдатами давно принято в других странах НАТО. В Германии, армия которой потеряла в Афганистане 39 солдат, эта печальная обязанность была до сих пор возложена на министра обороны.
Ведущие немецкие эксперты указывают, что к росту потерь ведет использование непригодной для боев в условиях Афганистана бронированной техники, просчеты в подготовке солдат бундесвера и даже отсутствие необходимых боеприпасов. Наряду с этими частными и поддающимися исправлению техническими недочетами в адрес министерства обороны звучит фундаментальный упрек. Суть его в том, что организационным структурам германского бундесвера так и не удалось перестроиться с принципов времен «холодной войны» на стандарты армии многоцелевого мобильного использования, о которой среди политиков и военных экспертов было немало разговоров в последние годы.
Гибель немецких солдат в Страстную пятницу спровоцировала новый всплеск дискуссии о переходе к профессиональной армии. До сих пор главным аргументом противников такого подхода были опасения, что бундесвер может оказаться пристанищем радикально настроенных лиц. Эксперты в министерстве обороны открыто выступили против планов министра цу Гуттенберга сократить службу по призыву с нынешних девяти до шести месяцев.
В ходе пасхальных маршей в Германии десятки тысяч участников требовали вывода бундесвера из Афганистана. Главным критиком выступает Левая партия, но среди участников маршей находились еще и члены кружка «Дармштадский сигнал», в который входят офицеры и унтер-офицеры бундесвера, требующие немедленного вывода германской армии. Министр обороны цу Гуттенберг выступает за сохранение статус-кво: «Присутствие немцев на Гиндукуше опасно, но ему нет альтернативы». Сходного мнения придерживается министр иностранных дел Гидо Вестервелле. В недавнем интервью он заявил, что в случае ухода из Афганистана «опасность террористических актов в Европе возрастет».
Юрий ШПАКОВ, Берлин