|
|
N°59, 08 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На ветвях сидят
«Эпос о Лиликане» в кукольном конкурсе «Золотой маски»
В этом году на «Золотой маске» претендентов на награду в номинации «Куклы» совсем негусто. Театров всего три: «Кукольный дом» из Пензы, «Ульгэр» из Улан-Удэ и «Тень» из Москвы, все три хорошо известные, уже не раз претендовавшие на главную театральную награду. Известны и режиссеры: Владимир Бирюков из Пензы и Эрдени Жалцанов из Улан-Удэ. Интрига только одна: от театра «Тень» в конкурсе участвуют не его основатели Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум, имеющие уже мешок «Золотых масок», а их ученики Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Причем молодые режиссеры, уже с опытом собственных кукольно-теневых постановок, на этот раз играют «на чужом поле», их «Эпос о Лиликане» -- продолжение давнего и любимейшего проекта-мистификации Майи и Ильи «Гастроли Лиликанского Королевского театра в Москве». И это значит, что «оправа», в которой существует спектакль, все та же (а она, признаемся, составляет львиную долю обаяния всех лиликанских представлений). Оправа -- это не только сам помпезный, полный крошечной нарядной публики королевский театр, умещающийся на столе, в окошки которого смотрят пятеро больших, «людских» зрителей. Это и весь обожаемый детьми ритуал, который существует вокруг лиликанских гастролей. Все начинается с чаепития в фойе театра, потом краткая лекция о крошечных лиликанах и велипутах (это мы), затем покупка визы (длительностью на 45 минут) и для желающих обмен валюты (к монеткам размером с зернышко выдают сундучок). Перед спектаклем еще предстоит лекция об истории и культуре лиликанского народа на лиликанском языке (с синхронным переводом), осмотр выставки микроскопического монументального искусства, оружия и т.д. Ну и, конечно, отдельное счастье -- антракт, когда из подвала театра на повозке, запряженной двумя крошечными лошадьми, выезжает буфет с мини-пирожными, бутербродами с колбасой размером с ноготь и малюсенькими чайными приборами.
Лиликанский проект (получивший свою первую «Золотую маску» еще в 1997-м) используется своими создателями, как говорится «в хвост и в гриву», во многих отношениях этот маленький театр стал для выдумщиков Ильи и Майи полигоном разнообразных театральных идей, которые тут можно осуществить компактно и без баснословных затрат. Но полигон полигоном, а театру нужны нормальные репертуарные спектакли, и такому, как «Тень», в первую очередь детские. А в Лиликанском театре самый востребованный и до сих пор единственный детский спектакль тот же самый, с которого Лиликания и начиналась -- печальная сказка «Два дерева». Так что Мария Литвинова с Вячеславом Игнатовым были призваны, чтобы расширить лиликанский детский репертуар.
«Легенда о Лиликане» придумана как гигантский древний эпос, и перед началом спектакля Мария Литвинова читает пяти зрителям традиционную лекцию с картинками с тою же важностью, как раньше вводила в курс лиликанских дел Майя Краснопольская. Зрителям представляют всю лиликанскую космогонию и демонстрируют схему, где в основании древа, на котором один над другим расположены маленький народ, мы (велипуты) и боги, лежит черепаха. Ну а в самом спектакле (который, как тут принято, идет на лиликанском языке с синхронным переводом на русский) перед нами разворачивается многофигурный эпос о великом воине Лиликане.
Не знаю, как дети, но я пересказать сюжет этого представления не берусь -- в нем бесконечные воинские приключения, бои и победы идут одно за другим, как в любом другом эпосе. Путешествия Лиликана-завоевателя по всему миру показаны на заднике-экране с анимированными фонами и героями (Мария Литвинова после кукольного отделения СПГАТИ год назад окончила отделение анимации ВГИКа), зубастое чудовище, которое изображает перчаточная кукла, велико настолько, что высовывается в зал и вот-вот слопает зрителей. Из всех событий первого акта мне запомнилось, что Лиликан долго и безуспешно бил некоего соперника, а оказалось, что сам себя. И во втором действии великий герой идет на поиски своего пропавшего соперника и друга по имени Сам Себя. Эти поиски ведут вдоль мирового древа (которое, впрочем, уже опрокинуто набок) и тоже проходят через много путаного и интересного, включая подводный мир с грудастыми русалками, верхний мир с богами (тут выплывает ресторанное меню с «нектаром», «амброзией» и прочими прекрасностями) и мир великих (тут на ветвях, как попугайчики, сидят Гагарин в обнимку с ракетой, Лев Толстой, Мерилин Монро и прочие).
На мой взгляд, для детей (да и для взрослых тоже) история получилась избыточно перегруженная и путаная, обилие событий, ни одно из которых не оказывается главным, мешает сосредоточиться на действительно обаятельных подробностях. Но думаю, что все это совершенно не помешает зрительской любви и на «Эпос о Лиликане» будет так же трудно попасть, как и на другие детские спектакли «Тени». В основание этого театра Майя и Илья заложили что-то такое (впрочем, известно что -- талант), что обеспечивает уровень даже тем постановкам, которые в контексте прочего репертуара «Тени» не кажутся безусловными. Так что на «Маске» спорить с «Эпосом о Лиликане» Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова, за спиной которых стоит тяжелая артиллерия «Тени», будет нелегко даже опытным режиссерам из Пензы и Улан-Удэ.
Дина ГОДЕР