Официальный сайт президента России сообщил, что Дмитрий Медведев утвердил список своих поручений, данных по итогу совещания с силовиками в Махачкале 1 апреля, по горячим следам двух
взрывов в московском метро и террористического акта
в дагестанском Кизляре. Теперь этот ряд дополнен еще и
взрывами в ингушском Карабулаке.
Основная часть президентских поручений адресована силовикам и касается созданного в январе 2010 года Северо-Кавказского федерального округа. Дмитрий Медведев потребовал до 19 апреля создать в СКФО постоянную «оперативную группу по делам антитеррористической направленности» -- ответственными за нее будут директор ФСБ Александр Бортников, министр внутренних дел Рашид Нургалиев и глава следственного комитета Генпрокуратуры РФ Александр Бастрыкин.
Милицейскому министру поручено также до конца апреля представить предложения по вопросу обеспечения жильем семей сотрудников МВД, погибших при исполнении, а также «учесть специфику службы сотрудников органов внутренних дел РФ, расположенных на территории СКФО, при планировании и осуществлении мероприятий, связанных с оптимизацией деятельности МВД».
Кроме того, к середине мая глава администрации президента России Сергей Нарышкин, генпрокурор Юрий Чайка и глава СКП Александр Бастрыкин должны предложить проекты законодательных поправок, ужесточающих уголовную ответственность соучастников преступлений террористической направленности.
Собственно полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину достался единственный пункт, и тот совместно с министром внутренних дел и главой СКП: им втроем поручено до конца апреля подготовить предложения по созданию программы по борьбе с преступностью и террористическими проявлениями на территории СКФО.
Поручение относительно квартир для семей погибших милиционеров выглядит как необходимое социальное приложение к пакету мер, направленных на силовое обеспечение деятельности нового полпредства. Новая антитеррористическая комиссия станет, видимо, неким аналогом регионального оперативного штаба, существовавшего до официального прекращения контртеррористической операции в Чечне весной прошлого года. Этот штаб базировался на главной чеченской базе федералов в Ханкале, а руководил им уволенный 18 февраля этого года заместитель Рашида Нургалиева Аркадий Еделев.
Под конец своего существования штаб г-на Еделева утратил всякое самостоятельное значение, поскольку практически любые свои решения генерал, по сути, согласовывал с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Очевидно, что само назначение Александра Хлопонина на Кавказ имело целью в том числе ограничить политические и силовые амбиции молодого чеченского президента, явно вышедшие за пределы возглавляемой им республики. Появление СКФО -- это как бы напоминание местным региональным начальникам: над ними федеральное руководство, и оно ближе и сильней, чем могло показаться. Московские взрывы достаточно ясно дали понять, что передача львиной доли силовых полномочий руководству республик (как это сделано в Чечне) не панацея для обеспечения безопасности остальной страны.
Очевидно и то, что отношения между новым окружным начальством и президентом Чечни, который, по-видимому, считает себя вправе быть кем-то вроде неформального лидера всего Северного Кавказа, не сложились. Не далее как через два дня после взрывов в Москве официальный Грозный разразился не потоком соболезнований, а, напротив, градом претензий. Во-первых, к московским правоохранителям, которые, с точки зрения главы чеченского парламента Дуквахи Абдурахманова, способствовали терактам. А во-вторых, лично к полпреду Александру Хлопонину, который посетил Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию и другие республики, а в Чечню поторопиться не соизволил.
На Кавказе уже ходят слухи об эпизодических конфликтах между кадыровской охраной, в которой по традиции состоят бородачи, увешанные оружием, и службой безопасности Александра Хлопонина, которая к такому колориту пока не привыкла. Эти слухи могли быть незначительным эпизодом, если бы точно такие же разговоры не сопутствовали быстро развивавшемуся конфликту между Рамзаном Кадыровым и президентом Чечни Алу Алхановым, которого многие считали более искренним, чем г-н Кадыров, выразителем федеральных интересов, и который
вынужден был уйти в досрочную отставку в 2007 году. Скорее всего официальный Грозный будет сейчас стараться сгладить противоречия с Пятигорском или даже сделать вид, что их нет вовсе, но пока признаки ревности к полпреду Москвы остаются достаточно заметными.
Правда, 1 апреля, в день совещания в Махачкале, стало известно, что главное управление МВД по СКФО возглавит генерал Евгений Лазебин, в 2005--2006 годах командовавший объединенной группировкой федеральных войск на Северном Кавказе -- "мышечной силой" той структуры, в которой мозгом должен был быть генерал Еделев. Г-н Лазебин среди прочего награжден чеченским орденом Ахмата Кадырова, и многие считают, что эта кандидатура вполне устроит нынешнего президента Чечни.
С другой стороны, теперь помимо главка МВД по СКФО координировать там антитеррористические усилия будет новая комиссия, которая, видимо, и впредь останется под опекой ФСБ, МВД и СКП, а отнюдь не доверенных друзей чеченского президента. К числу последних трудно отнести и заместителя Александра Хлопонина по силовым вопросам Владимира Швецова -- генерала ФСБ, руководившего управлением службы по Северной Осетии. Не исключено, что комиссия, которую президент требует создать практически немедленно, позволит федералам и начальству СКФО найти то, что крайне необходимо Северному Кавказу и в условиях роста террористической активности, и вне таковых: то есть способ организации информационного и тактического взаимодействия всех силовых структур между собой и с политическим руководством округа.
Предложение г-ну Нургалиеву «учесть специфику» северокавказской милиции в контексте их оптимизации вообще выглядит как вызов существующим милицейским структурам Северного Кавказа, которые в некоторых регионах состоят непонятно из кого и подчиняются скорее региональным начальникам, чем собственному федеральному командованию.
Правда, президентские поручения -- это, как и создание СКФО, снова лишь контур реформы, который теоретически может наполниться реальным конструктивным содержанием. А может и не наполниться. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из высокопоставленных северокавказских чиновников сказал: «Хлопонину еще год потребуется, чтобы войти в курс всех дел. К этому времени у него уже распухнет голова от проблем, он постарается спихнуть их на замов, а замов постараются купить. В Чечне ему не дадут решать ничего. Сейчас рано оценивать качество идеи с новым округом: от Хлопонина ждут рецептов, которые и станут оценивать. Проблем много, но возможности есть. Хотя потенциально выделение СКФО, в котором пять мусульманских республик, может быть опасно для территориальной целостности России».