|
|
N°59, 08 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гадательный падеж
Непредсказуемость экономики задержала подготовку российского бюджета-2011
В этом, уже вроде бы не кризисном году бюджет на следующий опять будут принимать с опозданием. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин во вторник доложил президенту Дмитрию Медведеву о планах перенести срок внесения федерального бюджета на 2011 год в Госдуму с положенного по Бюджетному кодексу 26 августа на 1 октября. Чуть позже вечером глава правительства Владимир Путин сообщил о переносе как об уже решенном деле. Формальный повод -- необходимость более качественно подготовить документ с учетом самых последних макроэкономических данных (за июль). Эксперты говорят о возможных других причинах отсрочки (среди прочих -- нежелание давать Госдуме время на обсуждение возможных поправок или даже на возврат бюджета на доработку) и считают преждевременным возврат России к трехлетнему бюджетному планированию после его отмены в прошлом году.
На встрече с Дмитрием Медведевым глава Минфина упомянул также, что задерживается представление проекта социально-экономического развития страны, который берется за основу бюджета. Действительно, недавно появилась информация, что Министерство экономического развития подготовит проект на месяц позже, причиной переноса также называлось желание учесть самые свежие показатели -- по состоянию на конец первого квартала.
Основная позиция бюджета на 2011 год -- размер дефицита в 4% ВВП -- закреплена в плановых показателях на 2011--2012 годы, которые принимались одновременно с бюджетом на 2010 год. Но чиновники уже не раз отмечали в официальных и неофициальных беседах, что Минфин пока не может подогнать цифры под это установленное значение и что, возможно, придется повысить планку до 5--5,5%. На этой неделе и глава министерства, и его заместитель Дмитрий Панкин говорили, что в 2015 году планируется выйти на бездефицитный бюджет. Однако ранее как минимум паритет доходов и расходов ожидался уже в 2013 году.
Эксперты не слишком переживают по поводу инициативы Минфина отсрочить внесение основного финансового документа, указывая на возможные скрытые причины такого решения. Аналитики отмечают, что планировать можно и нужно и до 2015 года, но переходить к полноценному трехлетнему бюджету не имеет смысла -- слишком много независящих от нас и труднопредсказуемых факторов.
«На мой взгляд, причина переноса сроков может заключаться в том, что парламенту останется меньше времени, а значит, меньше возможностей внести свои корректировки. Учитывая, что бюджет планируется весьма консервативным, Минфин не хочет давать депутатам шанс затевать дискуссию об увеличении расходов», -- говорит главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. Эксперт отмечает, что переходить к трехлетнему планированию рано, на данный момент достаточно существующего формата -- бюджет на год вперед плюс на плановый период, на последующие два года. Главный независящий от нас фактор, от которого, в свою очередь, российский бюджет по-прежнему зависит слишком сильно, -- цена на нефть.
«Еще два года назад мы обсуждали, какой у нас будет объем резервного фонда на конец 2010 года, а сейчас высчитываем уровень дефицита. Очевидно, что трехлетний бюджет пока не для нас, слишком много корректировок придется вносить по ходу его реализации», -- говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.
По мнению эксперта, кризис не внес существенных изменений в процесс бюджетного планирования. «Бюджетная политика осталась достаточно индифферентной к кризису, что, с одной стороны, естественно -- это долгосрочный инструмент, ожидать быстрого реагирования не стоило. Но все-таки мы до сих пор не видим структурных подходов в области как бюджетной, так и налоговой политики, -- отмечает экономист. -- Самое серьезное решение, какое пришлось принимать чиновникам, -- о выделении денег из Резервного фонда». Г-жа Орлова также приводит данные, что зависимость бюджета от цены на нефть за последние несколько лет выросла в первую очередь из-за несокращаемых социальных расходов.
Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, отмечает, что в бюджете на 2011 год Минфину предстоит учесть сложные вопросы структурных реформ в социальной сфере (преобразование государственных образовательных, медицинских и культурных учреждений), в том числе поэтому разработка документа затягивается. Г-н Белоусов не видит повода для упреков в адрес ведомства из-за затягивания подготовки бюджета, но отмечает, что бюджет должен быть подписан в начале декабря. Что касается трехлетнего бюджета, то эксперт разделяет мнение своих коллег -- пока достаточно проектировок на период до трех лет и рамочного планирования на долгосрочную перспективу.
Юлия МИРОНОВА