|
|
N°59, 08 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Преемственность нон грата
Новая украинская власть не будет отменять черные списки граждан РФ
Вчера министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, выступая на радиостанции "Эхо Москвы", затронул крайне деликатный вопрос о существовании списков персон нон грата в России и на Украине. На вопрос ведущего, приходилось ли министру сталкиваться с тем, что есть украинские граждане, которым запрещен въезд в Россию, г-н Грищенко заявил: «Их немало. Поэтому мы и говорим, что давайте вести диалог предметно по каждому человеку. Я вообще считаю, что государство должно иметь право закрывать въезд педофилам, преступникам, тем, кто в другой стране осужден за серьезные преступления, людям, которые обоснованно, я хотел бы подчеркнуть, пусть не доказано в суде, но обоснованно подозреваются в терроризме». И добавил, что "есть группа людей в России, которые делают карьеру исключительно на своем представлении того, что есть Украина". Министр недвусмысленно дал понять, что Украина в каждом конкретном случае сохранит за собой право решать, впускать или не впускать к себе то или иное лицо.
Вопрос существования, принятия и отмены так называемых черных списков в отношениях России и Украины имеет достаточно богатую предысторию. После победы «оранжевой революции» в 2004 году и в силу специфического поведения отдельных российских политиков и политологов, фактически открыто призывавших к расколу Украины, Киев сначала объявил персонами нон грата политолога и главу Международного евразийского движения (МЕД) Александра Дугина и главу Евразийского союза молодежи (ЕСМ, молодежная структура МЕД) Павла Зарифулина. Как комментировала это событие служба безопасности Украины, причиной такого решения являлся инцидент с осквернением активистами ЕСМ государственных символов Украины на горе Говерла.
В начале сентября 2008 года Сергею Маркову, депутату Госдумы и известному российскому политологу, активно принимавшему участие в украинских выборах-2004, также запретили въезд на Украину, не выпустив его из киевского аэропорта Борисполь и сразу отправив обратно в Россию. По неоднократным заявлениям СБУ, служба принимает не списочные, а единичные решения, запрещая иностранцам, включая россиян, въезд на Украину.
Нежелательными лицами в разное время для Украины являлись вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский, политолог Кирилл Фролов, а также мэр Москвы Юрий Лужков, высказывания которого о том, что Севастополь должен быть российским, вызывали вполне понятное раздражение у администрации Виктора Ющенко.
В свою очередь Россия не пускала на свою территорию известного украинского политика и бизнесмена Петра Порошенко, советника теперь уже экс-президента Ющенко -- Николая Жулинского, а также брата экс-президента, депутата фракции "Наша Украина -- Народная самооборона" Петра Ющенко и лидера фракции НУ-НС Вячеслава Кириленко. В феврале 2008 года в аэропорту Пулково был задержан и незамедлительно выдворен на историческую родину украинский политолог, директор Международного института демократий Сергей Таран. Впрочем, не каждый раз попадание персоны в список нон грата сопровождалось скандалом, как это произошло с Марковым и Тараном. Чаще всего эта информация передается заблаговременно по официальным и неофициальным каналам.
Между Украиной и Россией неоднократно возникали конфликты с персонами нон грата, и каждый раз высокие договаривающиеся стороны приходили к согласию в вопросе о ликвидации черных списков. Впрочем, судя по вчерашнему выступлению Константина Грищенко, вопрос о наличии списков персон нон грата в отношениях двух некогда братских стран по-прежнему актуален.
Александр ЛИБЕРМАН