Одной из наиболее известных фигур в китайском Интернете стал ныне полковник ВВС Дай Сюй. Поклонники величают его гордостью армии и нации, превозносят за откровенность и бескомпромиссность. Критики утверждают, что Дай Сюй беспричинно пугает народ. На Западе его называют «ястребом».
В начале 2010 года вышла книга Дай Сюя «С-образное окружение: Прорыв Китая из внутренних и внешних бед и потрясений». В ней говорится о неизбежности войны. Рассматривая ситуацию в подковообразной полосе, опоясывающей Китай с востока, юга и запада, полковник Дай повсюду видит наращивание наступательных вооружений и координируемые США приготовления к войне. Единственный не замкнутый пока участок находится в Северо-Восточной Азии и вдоль границы с Россией. Но Япония, опасается полковник, может договориться с Россией. А если изменится еще и ситуация на Корейском полуострове, то кольцо вокруг Китая полностью замкнется.
Понять коварство СШАСтремление США окружить Китай, полагает Дай Сюй, продиктовано не столкновением цивилизаций или идеологий, а исключительно стратегической целью создать глобальную империю. По его мнению, американцы разными методами ведут наступление на трех фронтах. Против исламского мира они практикуют прямые военные удары. Против России -- «цветные революции», продвижение НАТО на восток, размещение противоракетных систем, осаду и расчленение страны. Против Китая -- опутывание экономики, истощение финансов, геополитическое окружение, политическое вмешательство, посулы, военное давление, дипломатическое раскачивание. Дай Сюй сожалеет, что у трех оппонентов США пока отсутствует солидарное восприятие этой ситуации и желание взаимодействовать. Каждый защищает себя в одиночку, иногда даже стратегически содействуя США в уничтожении другого оппонента.
Полковник полагает, что усиливается американская поддержка «пятой колонны» внутри Китая и это происходит прежде всего в наиболее чувствительных для энергетической безопасности страны районах. США не могут развязать большую войну с Китаем, подобную корейской войне 1950-х, но они в состоянии задушить Китай на его собственной территории. Америка окружает Китай для того, чтобы он тратил свой военный бюджет на бесполезную оборону и не имел возможности бросить вызов превосходству США на море и в воздухе, обеспечивающему их мировую гегемонию.
Китайский народ миролюбив и потому плохо понимает коварство США. Дай Сюй вспоминает, как в 1980-е американцы якобы в научных целях взяли пробы крови у нескольких сотен тысяч жителей ряда китайских провинций при полном содействии властей КНР. А затем, в 2003 году, Китай охватила эпидемия атипичной пневмонии, вину за которую взвалили на невинного зверька -- азиатскую виверу. Нельзя также забывать, предостерегает Дай Сюй, что результаты варварских медицинских опытов, проводившихся японцами над китайскими военнопленными во время антияпонской войны, полностью переданы американцам. И теперь на повестке дня стоит генное оружие, которое намного страшнее ядерного.
Без советской защитыДай Сюй настаивает, что нельзя допустить ведение войны на китайской территории. Ее надо вести на дальних оборонительных рубежах не ближе 4 тыс. км от границ КНР. Поскольку у Китая нет ни союзников, ни авианосцев, ни стратегических опорных пунктов, главный упор следует делать на развитие авиации дальнего действия.
Полковник полагает, что нельзя стремиться только к тому, чтобы избежать войны, ведь справедливая и законная война необходима. Китайский народ -- это сплошь «голуби», а должно быть хоть немного «ястребов». Армия будет считаться сильной, когда она сможет вернуть утраченные территории и акватории, будет обладать мощным оружием отечественного производства и сумеет защитить каждого китайского гражданина за рубежом, как это записано в его заграничном паспорте.
Полковник напоминает, что Китай пережил два раздела своей территории: один в середине XIX века, когда в результате «опиумных войн» Англия отторгла Гонконг, другой в конце XIX века, когда японо-китайская война закончилась потерей Тайваня. От третьего раздела его спасло возвышение СССР и вступление Китая в восточный блок социалистических стран. Однако после распада Советского Союза эта защита исчезла. Дай Сюй подчеркивает, что, действуя против Китая, США одновременно стремятся расчленить Россию. Чтобы поставить под свой контроль евроазиатский материк, им нужно устранить и Китай, и Россию. Независимо от того, кто из них падет первым, другой непременно станет следующей жертвой.
Полковник неустанно путешествует по Китаю, стараясь побывать прежде всего в тех местах, где возрастает напряженность, -- в Синьцзяне, Тибете, на границе с Кореей. Повсюду Дай Сюй бьет в набат и зовет китайцев повышать бдительность. Он предлагает сменить стратегию свертывающегося в клубок и ощетинивающегося при виде опасности ежа на стратегию сокола, стремительно разящего свою жертву из поднебесья.
Ответственные "ястребы"В середине марта еженедельник «Гоцзи сяньцю даобао» («Международный вестник»), издаваемый официальным информационным агентством Синьхуа, опубликовал статью своего ведущего обозревателя Ван Цзябо под заголовком «Выступления китайских «ястребов» должны быть рациональными и ответственными, а не варварскими и воинственными». В статье речь идет прежде всего о книге профессора Университета государственной обороны Лю Минфу «Китайская мечта», вызвавшей широкую полемику. Предисловие к этой работе написал политкомиссар того же высшего военного учебного заведения
генерал Лю Ячжоу, известный своими публикациями по проблемам китайской стратегии. Вместе с тем многие рассуждения Ван Цзябо могут быть отнесены и на счет полковника Дай Сюя.
Публикация Ван Цзябо носит неоднозначный характер. В ней подтверждается наличие в КНР «ястребов» или «фракции ястребов», вызывающее естественную озабоченность мирового общественного мнения. При этом предпринята попытка отыскать в этих новых явлениях позитивный смысл. Раньше важнейшие вопросы о том, куда идет Китай, рассматривали только правительственные чиновники и ведомственные эксперты. Теперь в открытом их обсуждении благодаря СМИ и книжным издательствам могут принять участие рядовые граждане. Отсюда вывод: появление китайских «ястребов» воплощает «демократическую атмосферу плюралистического общества, отражает разные устремления всех социальных слоев, демонстрирует широту восприятия правительством различных мнений, точек зрения, подходов, стимулирует ответственное участие каждого гражданина в политике».
Ван Цзябо отмечает, что китайцы, несомненно, мечтают о сильном государстве. Но это не обязательно предполагает превращение КНР в самую мощную в мире военную державу с ядерным потенциалом, превосходящим американский. Заслуживает уважения и любви, по мнению Ван Цзябо, способность «ястребов» своевременно улавливать некоторые мысли и чаяния народа, а также их смелые выступления в защиту государственных интересов. Поэтому у китайских «ястребов», полагает он, есть пространство и стимулы для существования и развития. Вместе с тем им должна быть присуща китайская специфика, которая формулируется следующим образом: «речь твердая, но без насилия, позиция гордая, но разумная, угрозы допустимы, но не безответственные, страстность возможна, но не варварски воинственная». Обладающие голосом, отличным от правительственной позиции, китайские «ястребы» выражают взгляды, подходы, эмоции, приемлемые для всего общества. Однако они не могут не учитывать сложности обстановки, не должны игнорировать международный образ и долгосрочные интересы государства, заключает обозреватель агентства Синьхуа.
Нельзя, конечно, не порадоваться тому, что гражданам КНР предоставляется право иметь и высказывать свое мнение по важным политическим вопросам. И это действительно так, поскольку помимо генералов и полковников в дискуссиях участвует огромная масса пользователей китайского Интернета.
Смущает другое. В западных странах «ястребы», как правило, отражают позиции определенной социальной группы, обычно очень влиятельной. Они лоббируют ее интересы в законодательных и исполнительных органах, в СМИ, но при этом не обладают мандатом на выражение взглядов и устремлений всего общества. Деятельность же китайских «ястребов», как можно заключить из одобрительного к ним отношения Ван Цзябо, увязана с политикой государства. Их устами, если такое толкование соответствует действительности, власть выражает то, что по тем или иным причинам не готова говорить от своего имени. Можно даже прийти к выводу, что они несут некую миссию по формированию общественного мнения в соответствующем направлении.