Время новостей
     N°59, 08 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2010
Ирина Вторая
По меткому замечанию архитектора Юрия Аввакумова при министре культуры Авдееве уже вторая Ирина идет в директора музеев. Первой назначенной новым министром была нынешняя директор Третьяковского галереи Ирина Лебедева. Сейчас директором стала Ирина Коробьина. Ей вверили руководить знаменитым Музеем архитектуры -- единственным в мире, с богатейшими коллекциями и очень непростой судьбой. О новой стратегии развития музея Ирина КОРОБЬИНА рассказала Сергею ХАЧАТУРОВУ.

-- После кончины Давида Саркисяна директора МУАР выбирали долго. Мало кого можно соотнести по масштабу и харизматичности с личностью бывшего директора. У многих музей архитектуры и ассоциировался прежде всего с личностью Давида. Какой образ музея хотите создать вы?

-- Давид, светлая ему память, превратил некогда вялый музей архитектуры в живое место. Музей стал оплотом борьбы за архитектуру как таковую. За наследие. Без Давида не было бы многих инициатив по сохранению исторических городов, включая общественные организации «Архнадзор», MAPS. Музей стал центром гражданской активности. Давид отлично умел налаживать и международные культурные связи, привлекать в МУАР звезд мировой архитектуры. Конечно, музей держался силой его личности. Символом его мира был кабинет, напоминающий пещеру Али-Бабы с таинственными драгоценностями. Мы этот кабинет хотим сохранить в музее.

Он многое не успел сделать, и нам сегодня требуется работать над несколькими главными проблемами. В музее требуется реконструкция, которую обещает финансировать Министерство культуры. Сейчас нужно начинать предпроектные исследования с приведения в порядок всех документов. Необходимо разработать концепцию развития, подразумевающую научную реставрацию основного здания музея, бывшей усадьбы Талызиных, и приспособление его под постоянную экспозицию. Требуется строительство депозитария, реконструкция всех мастерских (хранения, складских помещений), реконструкция административных помещений, создание инсталляции «мемориальный кабинет Давида Ашотовича Саркисяна».

Всем этим сегодня бескорыстно занимаются несколько архитекторов, среди которых друзья Давида, равно как и мои друзья, -- Юрий Григорян, Александр Бродский. Бюро Меганом и Андрей Боков на добровольно-спортивных началах проделали стартовый анализ территориальных ресурсов и возможностей развития музейного центра, в котором должен появиться и выставочный зал площадью не менее 800 метров, и галерея при музее во флигеле -- руине галереи.

-- У вас большой и профессиональный опыт работы в области современной архитектуры (Ирина Коробьина руководит известным своими интересными программами Центром современной архитектуры) и в области менеджмента. Как эти навыки вам пригодятся на новой должности?

-- Моя новая работа подразумевает большое и многосложное общение и с музейными сотрудниками, и с архитекторами, и с разными чиновниками. Выстраивать коммуникацию -- главная моя задача. Я проработала семь лет в Министерстве культуры. Надеюсь, этот административный опыт мне поможет.

-- Что будет с подведомственным вам сегодня Центром современной архитектуры?

-- Полагаю деятельность ЦСА внедрить в музей. Программы центра предполагают исследование современного архитектурного процесса. Этот опыт в музейном контексте очень важен. Сейчас работаем над выставкой знаменитого итальянского архитектора Рафаэля Виньоли. Проект уже готов. И в рамках ЦСА, и в рамках музейной программы хочу реализовать проект выдающегося архитектора современности Рэма Кулхаса. Он задумывался еще с Давидом и носит название «Утопия?» (именно так, с вопросительным знаком). На очереди юбилеи архитекторов советского модернизма. Юбилей легендарного директора МУАР Виктора Балдина.

-- А исторические фонды, которые недостаточно хорошо хранятся и плохо разобраны?

-- Да, с ними тоже необходимо тщательно работать и выставлять эти бесценные материалы. Коллекции музея огромны и многообразны, включают не только архитектурные проекты, но и скульптуру, и декоративно-прикладное искусство, даже строительные материалы, церковную утварь. Знаю, что современные кураторы умеют и любят работать с историческими материалами, надеюсь привлечь их к сотрудничеству с музеем.

-- Какую стратегию вы выберете в отношении последней главной заботы Давида Саркисяна -- дома Мельникова? Ведь незадолго до кончины бывший директор подготовил письмо-обращение руководителей крупнейших российских музеев к президенту с просьбой сделать дом государственным музеем.

-- Думаю продолжить эту линию. Планирую выйти на контакт с выкупившим часть дома Сергеем Гордеевым. В идеале дом Мельникова должен стать филиалом Государственного музея.