|
|
N°58, 07 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лишнее звено
Московские муниципалитеты ждет кадровая встряска
В Москве грядет крупная ротация кадров в муниципалитетах, явно не обещающая последним большую самостоятельность. В мэрии предлагают «слить» воедино разделенные ныне должности руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (муниципалитета) и главы муниципального собрания. О том, что после местных выборов 2012 года избранные председатели московских муниципальных собраний станут по сути своей чиновниками, заявила вчера на заседании столичного правительства председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова.
По словам г-жи Портновой, соответствующий проект поправок в закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» уже спущен из мэрии на рассмотрение депутатов. Как утверждают разработчики поправок, таким образом они всего лишь приводят городское законодательство в соответствие с федеральным. Как пояснил «Времени новостей» председатель совета муниципальных образований Москвы Том Поподько, ранее возможность совмещать две муниципальные должности была только у руководителей поселений. Однако в 2008 году в 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены поправки, позволившие применять подобную структуру управления муниципальными образованиями Москвы и Санкт-Петербурга.
Татьяна Портнова утверждает, что «сейчас начальников слишком много». С принятием же поправок в городской закон появится возможность «объединить две должности в одну». «Это более рациональная организация работы», -- заранее поддержали московские единороссы инициативу мэрии. Кроме того, по словам г-жи Портновой, поправки предусматривают, что у депутатов муниципальных собраний и мэра Москвы Юрия Лужкова появится возможность «инициировать удаление главы муниципального образования в отставку» за неисполнение в течение более чем трех месяцев своих непосредственных обязанностей».
Вопрос излишнего количества начальников на местах особенно волновал префекта Юго-Восточного административного округа Владимира Зотова. Г-н Зотов сетовал, что сейчас одной и той же территорией одновременно управляют избранный жителями руководитель муниципального образования, назначаемый муниципальными депутатами на конкурсной основе руководитель муниципалитета и назначаемый мэрией глава управы. Все они, как отмечал г-н Зотов, имеют собственные аппараты: кабинеты, охрану, машины. При этом, по мнению префекта, жители не могут определить, какие обязанности имеет каждый из чиновников, и по большому счету москвичам все равно, «что у кого в ведении». Кроме того, судя по словам г-на Зотова, сейчас отношения территориальных органов власти города с местным самоуправлением зависят в большей степени от «личных отношений». «Стоит же появиться одному-двум руководителям муниципальных образований, которые не захотят взаимодействовать, и все», -- предупреждал Владимир Зотов о «риске сепаратизма».
О том, что необходимо менять кадровую политику в муниципалитетах, заявил и полномочный представитель мэра в Мосгордуме Валерий Виноградов. «Бывшие главы управ становятся руководителями муниципальных образований, а таких случаев, чтобы представитель муниципального образования шел в главы управ, -- единицы» -- сетовал г-н Виноградов на нерациональную «ротацию кадров».
Примечательно, что уже сейчас подавляющее большинство муниципальных депутатов представляют «Единую Россию». По словам г-жи Портновой, общий расклад политических сил в муниципалитетах полностью отражает сложившуюся в городе систему. Всего в столице более 2 тыс. муниципальных депутатов и более 1,5 тыс. муниципальных служащих. И хотя формально корректировка системы управления муниципалитетами будет носить рекомендательный характер, большинство местных собраний незамедлительно примутся менять свои уставы.
Правда, как рассказал «Времени новостей» Том Поподько, мэрия может столкнуться с возражениями тех руководителей муниципальных образований, которые совмещают общественную деятельность с основной работой. «У нас 29 из 125 руководителей муниципальных образований работают на общественных началах -- врачи, директора школ и коммерческих структур. А руководитель муниципалитета -- должность оплачиваемая», -- отметил г-н Поподько.
Сегодня органы местного самоуправления занимаются в основном социально бытовыми условиями жизни горожан. Права принимать решения по таким острым вопросам, как, например, градостроительство и развитие конкретной территории, они лишены. Как рассказали «Времени новостей» в фонде «Институт экономики города», местное самоуправление в столице вообще отличается «самобытностью». «Система управления достаточно далека от того, что принято считать местным самоуправлением», -- заявил эксперт фонда Дмитрий Ланцев. В городе, по его мнению, созданы лишь формальные атрибуты самоуправления, однако по факту местные органы являются лишь территориальными структурами мэрии и практически полностью контролируются московскими властями. Однако, поскольку благодаря бюджету вопросы местного значения решаются в Москве лучше, чем во многих российских городах, эта ситуация пока мало волнует москвичей, которые в целом поддерживают существующую систему и не особенно стремятся расширять собственное участие в управлении городом.
Юлия ХОМЧЕНКО