|
|
N°127, 18 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Флот -- нефтяникам и рыболовам
У Сергея Иванова накопились вопросы к Норвегии
Министр обороны России Сергей Иванов провел вчера в Осло переговоры с норвежской коллегой Кристин Крон Девольд. Тон беседе задали высказывания г-на Иванова еще перед встречей, на который он резко высказался о действиях норвежского разведывательного корабля «Марьятта», назвав их наглыми и сравнив судно с «назойливой мухой». Это судно «сопровождало» операцию по подъему лодки «Курск», причем так плотно, что, по словам российских военных, иногда создавало угрозу безопасности работ. После окончания операции «Марьятта» не успокоилась, продолжая обследовать место, где остался первый отсек погибшей подлодки. «Мы не возражаем против различных видов деятельности на море, включая разведывательную. Однако она должна вестись цивилизовано», -- заметил Сергей Иванов.
Вообще, на фоне благостных отношений, которые складываются у России с остальными странами НАТО, связи с Норвегией отягощены рядом проблем. Так, шум вызвал недавний рейд на Шпицберген большого противолодочного корабля (БПК) «Северодвинск». Источники в российском Генштабе утверждают, что Госкомрыболовство обратилось к военному ведомству с просьбой направить боевой корабль на охрану рыбных ресурсов России в Баренцевом море. Норвегия пытается вытеснить российских рыбаков из традиционных районов промысла -- рыбоохранной зоны архипелага Шпицберген. Россия не признает объявленный Осло в одностороннем порядке суверенитет над этой богатой биоресурсами зоной, что уже не раз приводило к задержанию траулеров. С аналогичной просьбой к российским военным могут обратиться и нефтяники, поскольку борьба за богатый углеводородами шельф Баренцева моря, где Москва и Осло не могут договориться о границе, неизбежно приведет к новым конфликтам. Сергей Иванов попытался сгладить возникший скандал с «Североморском»: «Это был плановый выход в море. Зачем нужен флот, который постоянно торчит у стенки?» Кстати, как сказали нам в главном штабе ВМФ, уже «верстается» план дружественного визита в Норвегию нескольких российских военных кораблей.
Как нам стало известно из кругов, близких к ГРУ, у г-на Иванова была еще одна миссия в Осло -- попытаться дипломатическими методами «вывести из строя» разведывательную станцию на территории Норвегии в сотне километров от нашей границы. Она отслеживает пуски всех наших ракет -- военных и коммерческих -- с полигона Плесецк: только по спектру пламени из сопла можно определить даже состав топлива, не говоря уже об остальном.
Впервые главы министерств обороны посвятили часть разговора экономике и экологии. «Мы пригласили российских коллег на семинар по вопросам сочетания присутствия ВМС в северных морях, где ведется или будет вестись разработка нефтяных залежей в сочетании с мерами по контролю за экологической обстановкой», -- сообщила г-жа Девольд. После завершения переговоров газета «Время новостей» спросила у Кристин Крон Девольд, возможны ли, на ее взгляд, совместные военные учения НАТО--Россия на российской территории. «Речь об этом не шла сегодня, -- заявила г-жа министр. -- Однако мы договорились о совместных тренировочных занятиях наших и российских ВМФ в Баренцевом море. Это произойдет в норвежских водах. Считаю, что наши отношения сегодня настолько хорошо развиваются, что вскоре речь пойдет о перенесении учебных тренировок на российскую территорию. Я очень довольна результатами переговоров».
Петр РОСИЧ, Осло, Филипп МАУРИН