|
|
N°60, 09 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поезд ушел
«Северный поток» уже оставил украинскую ГТС без перспектив развития
«Северного потока» -- самого амбициозного газопроводного проекта последних лет -- могло и не быть, если бы семь лет назад руководство Украины не отказалось от договоренностей, достигнутых Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой и Герхардом Шредером летом 2002 года. Теперь же новоизбранный украинский президент Виктор Янукович активно предлагает России вернуться к идее международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Такой консорциум мог стать реальной альтернативой строительству трубы по дну Балтийского моря. Но поезд уже ушел. Расширять ГТС Украины незачем, и стоит вопрос о том, как в новых реалиях европейского рынка газа и скорого появления «Северного потока» сохранить объемы транзита газа через украинскую территорию.
Официально пропускная способность украинской ГТС на выходе составляет 140 млрд кубометров в год. Транзит в страны дальнего зарубежья (без учета Молдавии и Белоруссии) не превышал 120 млрд кубометров. Максимальные контрактные обязательства «Газпрома» по действующим контрактам в страны Европы и Турцию близки к 200 млрд кубометров в год (то, что они сейчас не востребованы в силу многих причин, отдельный разговор). А существующие газопроводы (украинские, Ямал--Европа через Белоруссию и Польшу, «Голубой поток» в Турцию и прямая труба в Финляндию) не смогли бы обеспечить выполнение заявок клиентов, реши они закупить все, что оговорено в соглашениях.
Таким образом, «Газпром» стоял перед необходимостью строить новые мощности по доставке газа в Европу, и под вопросом был лишь маршрут транспортировки. От второй нитки Ямал--Европа Москва отказалась из-за политических сложностей, с которыми пришлось столкнуться в Польше и Белоруссии в ходе укладки первой. Проект Северо-Европейского газопровода требовал очень больших средств на создание инфраструктуры в самой России, укладку трубы по дну Балтийского моря и строительство новых газотранспортных объектов на севере Германии.
Неудивительно, что в качестве базового варианта в начале 2000-х был выбран украинский и предложена формула международного консорциума, защищавшая интересы всех трех участников газовой цепочки -- поставщика, транзитера и потребителя. Россия должна была получить гарантии надежной, предсказуемой и недорогой транспортировки газа на экспорт, Украина -- инвестиции в поддержание и развитие системы, Германия (и другие европейские страны) -- своевременное и полное поступление купленного российского газа.
Однако в Киеве победила точка зрения, гласившая, что газовая труба -- это главное национальное достояние и делиться управлением нельзя. И хотя ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы» было учреждено «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» (присоединение немцев планировалось на более позднем этапе), в конце 2003 года проект фактически прекратил свое существование. Предложение украинской стороны использовать консорциум только для инвестиций в новые трубы не было принято, а Владимир Путин и Герхард Шредер всего два года спустя благословили подписание «Газпромом», E.ON и BASF базового соглашения о строительстве морского участка Северо-Европейского газопровода, позднее переименованного в «Северный поток».
Причем мощность трубы с первоначальных 30 млрд кубометров была увеличена до 55 млрд кубометров. Для Украины это означало только одно -- если в Европе не случится газовый бум, ее позиции крупнейшего транзитера российского газа сильно пошатнутся. Но глобальный экономический кризис, события на рынке сжиженного природного газа в США и газовая война между Москвой и Киевом привели к тому, что уже в прошлом году украинский транзит обвалился сразу на 20% (до 95 млрд кубометров). А ввод в строй «Северного потока» в 2011 году грозит Украине окончательной потерей примерно 30 млрд кубометров транзитного газа.
Известно, что «Газпром» подписал с Wingas, Gazprom Marketing & Trading, E.ON Ruhrgas, GDF Suez и DONG контракты на поставку по «Северному потоку» около 22 млрд кубометров газа. Но чтобы экономически оправдать многомиллиардные инвестиции (морской участок обойдется в 8,8 млрд евро, газопроводы на территории Германии -- в 2 млрд евро, магистраль Грязовец--Выборг и компрессорная станция «Портовая» близ Выборга, по неофициальным подсчетам, еще в 6--8 млрд евро), нужно как можно скорее загрузить трубу полностью, а не ждать годами восстановления рынка в Европе. А значит, выход один -- перебросить объемы с действующих маршрутов, прежде всего с украинского.
В этих условиях предложение Киева вернуться к идее консорциума в обмен на льготные цены на газ, очевидно, не могло заинтересовать Москву. О развитии ГТС сейчас говорить вообще нет смысла. Более того, даже перспектива получить ее в управление для России в стратегическом смысле примерно равноценна жизненным потребностям Украины получить гарантии транзита значительных объемов российского газа на 20 лет вперед. Действующий до 2019 года контракт на транспортировку между «Газпромом» и «Нафтогазом» не предусматривает никаких санкций к российской компании за уменьшение объемов транспортировки газа.
Алексей ГРИВАЧ