|
|
N°57, 06 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атака защиты
Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева приступили к обвинению прокуроров
Вчера в Хамовническом райсуде Москвы адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева приступили к представлению доказательств невиновности своих подзащитных, которых обвиняют в грандиозном хищении 350 млн тонн нефти и легализации 450 млрд руб. и 7,5 млрд долл. Впрочем, до самих доказательств дело так и не дошло. Все время вчерашнего заседания заняли очередные ходатайства и заявления защитников, порой вызывавшие бурное недовольство обвинителей. Завершилось же оно тем, что председательствующий судья Виктор Данилкин, которому адвокаты заявили отвод, отправился раздумывать над тем, стоит ли ему далее участвовать в этом процессе.
Неделю назад гособвинение по так называемому второму делу ЮКОСа, которое слушается сейчас в Хамовническом суде, завершило представление доказательств вины Ходорковского и Лебедева: в прошлый понедельник в суде заслушали последнего свидетеля обвинения. Вчера же слово взяли адвокаты.
Новая стадия процесса привлекла к себе повышенное внимание, зал был набит битком, многие остались стоять в коридорах. Журналисты сразу же вспомнили про специальную комнату с телевизорами этажом ниже, с экранов которых можно было наблюдать за тем, что происходит в зале заседания: она была открыта для прессы в самом начале процесса, длящегося уже год. Однако с началом представления доказательств обвинения телеэкраны из нее убрали по ходатайству прокуроров, которые боялись, что в комнату смогут пробраться вызываемые в суд свидетели, а сам зал отдали для нужд судебных приставов. Об этой комнате, как оказалось, вспоминали не только журналисты. Заседание началось с того, что адвокат Елена Липцер заявила ходатайство о возобновлении видеотрансляции процесса.
Она напомнила председательствующему на процессе судье Виктору Данилкину, что видеотрансляцию оценила и глава Мосгорсуда Ольга Егорова, которая выступила в поддержку такого нововведения уже тогда, когда зал с телеэкранами был закрыт для прессы. Но г-н Данилкин доводам адвоката не внял и ходатайство отклонил, заявив, что «у суда нет технической возможности в обеспечении трансляции», хотя год назад она была.
После этого защитник Владимир Краснов ходатайствовал об отводе гособвинителям в полном составе -- Валентине Ковалихиной, Гульчехре Ибрагимовой, а также «много говорящему» прокурору Валерию Лахтину и «преимущественно помалкивающему» Дмитрию Шохину. Говоря о том, что прокуроры прежде всего должны руководствоваться законом и совестью, адвокат даже процитировал Фридриха Ницше: «Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью». Обвинители между тем достаточно весело реагировали на происходящее, периодически посмеиваясь и переговариваясь друг с другом. «Что же касается закона, -- продолжал адвокат, -- то количество его нарушений давно заходит за все мыслимые и немыслимые пределы».
Г-н Краснов также объяснил, что конкретно в действиях прокуроров не устраивает защиту. «Прокуроры представили доказательства, которые говорят о фальсификации обвинения в целом. Сторона обвинения с особым цинизмом при попустительстве суда фактически отказала защите в допросе так называемых потерпевших», -- заявил он. Кроме этого, по утверждению адвоката, обвинительное заключение кишит «заведомо ложными сведениями»: «Мы имеем дело не с гособвинителями, а с лицами, в действиях которых усматриваются признаки уголовно-наказуемых деяний».
Все это время он говорил преимущественно о прокурорах Лахтине и Шохине, но досталось, впрочем, не только им. «Свою нескрываемую предвзятость продемонстрировала и прокурор Ибрагимова, заявившая в суде: «Все бесполезно, Лебедев! Что задумали, то и сделаем!» Если обвинители искренне считают, что им на судебном процессе дозволено все, что они «задумали», это означает только одно -- они «ни в грош не ставят» председательствующего, на которого -- и только на него одного -- по закону возложено право руководить судебным заседанием». Судья Данилкин прокуроров отводить не стал.
Далее слово взяла адвокат Карина Москаленко. Ее речь вызвала бурную реакцию прокуроров. «Все, что было тут за этот год, не более чем фарс. Этот вывод пришел от самих российских властей, -- сказала г-жа Москаленко. -- Сегодня утром мне удалось получить документ, где официально, публично и окончательно власть сделала заявление, которое прямо противоречит позиции обвинения по этому делу». Поясним, что речь идет о документе, который российская сторона направила в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), где рассматривается жалоба иностранного менеджмента компании ЮКОС к российским властям -- о взыскании беспрецедентной суммы 98 млрд долл. в качестве компенсации за понесенный ущерб в результате ликвидации компании. ЮКОС как юридическое лицо просит признать российские власти виновными в нарушении нескольких статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этом документе российские власти обозначили свою позицию по отношению к ЮКОСу, которая, по убеждению защиты, полностью противоречит тому, что происходит в Хамовническом райсуде. Обвинение утверждает, что Ходорковский и Лебедев похитили чужое имущество, а затем легализовали доходы от него. В то же время в разъяснениях, которые Российская Федерация представила в Страсбург, говорится, что компания была собственником всей добытой нефти, а соответственно и всех доходов с ее продажи.
По словам г-жи Москаленко, 4 марта на заседании в Страсбурге Россией в «окончательном виде» было представлено мнение государства о том, что все активы принадлежали ЮКОСу, и, значит, обвинение, выдвинутое против Ходорковского и Лебедева, незаконно. «Все происходящее в суде противоречит не только закону, но и здравому смыслу», -- заявила адвокат. «После удаления Европейского суда для вынесения решения позиция, изложенная властью в Страсбургском суде, уже не может быть правительством изменена. Не имеет значения, какое решение по жалобе компании ЮКОС вынесет Европейский суд. Относимым к данному делу является лишь правовая позиция государства -- о том, кто же был собственником, обязанным к уплате налогов со всех активов компании ЮКОС. Коль скоро Российская Федерация как субъект права признает, что фактическим и законным собственником всех активов является компания ЮКОС, то обвинение Ходорковского и Лебедева в хищении и последующей легализации нефти у каких бы то ни было дочерних предприятий, входящих в ее состав, делает производство по данному обвинению юридически невозможным».
Адвоката перебил Валерий Лахтин. «Я прошу прервать защитника Москаленко! Вы никак не связаны с решением стороны в другом процессе, тем более что решение еще не вынесено, -- чуть ли не прокричал г-н Лахтин, обращаясь к судье. -- Данное заявление направлено на повышение своего профессионального реноме и дискредитирует вас, ваша честь! Прошу сделать замечание!»
Карина Москаленко в свою очередь отметила, что все, сказанное ею, не является ходатайством, а лишь заявлением. «Наша обязанность -- поставить суд в известность, а суд, мы считаем, не может делать вид, что этого не знает», -- сказала адвокат.
В итоге до фактического представления доказательств невиновности подсудимых дело вчера не дошло: слушание закончилось еще одним ходатайством, на этот раз -- об отводе самого председательствующего судьи Виктора Данилкина. С ним вновь выступил Владимир Краснов. «Мы исходим из того, что количество и качество допущенных вами, ваша честь, нарушений законности на стадии как судебного следствия, так и предварительного слушания превысило ту грань, за которой не остается сомнений в необъективности поведения судьи и его заинтересованности в исходе дела, -- сказал адвокат, обращаясь к судье и пояснил: -- Об этом свидетельствуют необоснованные отказы в возвращении дела прокурору, в котором множество нарушений, об отводе прокуроров, систематически нарушающих закон и попустительствующих фальсификации доказательств, в признании значительного числа доказательств недопустимыми и так далее».
Говорил г-н Краснов достаточно долго и под конец сделал вывод, что Данилкин не самый плохой судья. «Поверьте, почти за семь лет политически обусловленного и карательного по своей сути преследования Ходорковского и Лебедева мы повидали разных судей. Большинство, наверное, было много хуже вас и с точки зрения верности закону, и с точки зрения совестливости».
На этом заседание завершилось, а Виктор Данилкин ушел думать над просьбой защиты о своем отводе. О своем решении он объявит сегодня.
Сергей МИНЕНКО