|
|
N°127, 18 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проверяй, но доверяй
Норвежским военным особенно нужны контакты с российскими
Беспрецедентное сближение России и НАТО по-особому воспринимается в Норвегии, единственной стране Альянса, имеющей нерешенные споры с Москвой. Это спорные зоны рыболовства, где постоянно происходят конфликты с российскими рыбаками, военные учения НАТО вблизи норвежско-российской границы, ядерные отходы на Кольском полуострове. Но самое главное -- это отсутствие согласованной границы в Баренцевом море: на водной поверхности и на морском дне. Прокомментировать отношения соседей корреспондент газеты «Время новостей» Петр РОСИЧ попросил вице-адмирала в отставке, участника первого этапа попытки спасения подлодки «Курск» Эйнара СКОРГЕНА.
-- Какие последствия для Осло могут иметь новые отношения России и НАТО, ведь Норвегия всегда была северным форпостом Альянса?
-- Для решения насущных проблем Севера необходимы воля и мужество в совместной работе. Доверие русских к расширяющемуся Альянсу будет зависеть от того, как НАТО и США будут решать конфликты в горячих точках, то есть там, где на практике должны реализовываться новые совместные возможности, определенные форматом «двадцатки». Громких слов, произносимых членами правительств, недостаточно. Необходимо, чтобы в системе наших оборонных ведомств и, что не менее важно, в широких слоях населения возникла атмосфера доверия.
-- Как долго просуществует созданная в разгар «холодной войны» натовская система электронной разведки вблизи российской территории -- радиоперехват, гидрофон в открытом море, радарные установки и т.д.?
-- Системы оповещения, управляемые с норвежской территории, не столь грозны, как изображают журналисты. Во всяком случае, если сравнить с системой предупреждения русских (например, спутники). Рост доверия между Норвегией и Россией, НАТО и Россией сделает подобные системы излишними с обеих сторон.
-- Должна ли Россия уменьшить свой военный потенциал на Кольском полуострове и возможно ли заключение договора о совместном контроле северных территорий -- т.е. обмен данными электронной разведки?
-- Российский военный потенциал на Кольском полуострове предназначен для обороны северо-западного региона. До тех пор пока его масштабы не расцениваются как угроза для Норвегии или НАТО, а сейчас это именно так, это дело самой России. Как известно, в Северной Норвегии почти не осталось боевых подразделений после их расформирования (о чем я сильно сожалею), то есть у России нет оснований наращивать военное присутствие на Кольском полуострове.
-- Вы удовлетворены уровнем практического взаимодействия с военным руководством России?
-- Встречаясь и взаимодействуя с адмиралами Ерофеевым и Поповым, я проникся глубоким уважением к их профессиональным знаниям и человеческим качествам. Наличие таких руководителей способствует улучшению взаимодействия между военными ведомствами.
-- Арктические широты богаты биоресурсами и углеводородами. Одновременно это полигон военных испытаний обеих сторон. С учетом того, что у двух стран не согласована граница в Баренцевом море, это создает потенциальную почву для конфликтов...
-- Для избежания конфликтов в арктических широтах необходимо искать политические решения и использовать их как в вопросе морской границы, так и в проблеме Шпицбергена. Норвегия и НАТО, желательно с участием российских военных, должны иметь возможность проводить учения как в приграничной с Россией губернии Финнмарк, так и в других частях страны. Пока учения не используются для политической демонстрации силы и попытки оказать давление на другую сторону, они должны восприниматься как естественная часть существования оборонной структуры. Совместное участие в военных учениях будет способствовать преодолению подозрительности и сомнений в отношении истинных целей учений. Я уже упомянул, что России надо участвовать в учениях норвежских вооруженных сил национального плана и на уровне НАТО (пока это редкость). А что если Россия сделает предложение норвежцам принять участие в ее учениях на своем северо-западе? Это не шутка! Через диалог и совместные действия показать желание добиться перемен -- одних слов недостаточно. Это касается как норвежских, так и российских властей.
-- Как изменения в НАТО отразятся на норвежской системе обороны?
-- Возьму на себя смелость утверждать, что у Норвегии нет самостоятельной внешней политики и политики национальной безопасности. Характер перемен будет зависеть от развития ситуации на мировой арене. Все указывает на то, что Норвегия в обозримом будущем будет поддерживать близкое и доверительное сотрудничество с США. Что касается дальнейших перспектив, то здесь можно лишь гадать. Что будет с НАТО через десять лет? Военно-оборонительный союз или политический альянс по согласованию вопросов о безопасности, прежде всего общей, коллективной, а также политического урегулирования кризисных ситуаций? Наивно считать, что все накопившиеся проблемы будут решены благодаря соглашению НАТО--Россия.
Беседовал Петр РОСИЧ