|
|
N°57, 06 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весна пробуждает жизнь. И обнажает ее грязь
По весне теперь принято красить не только скамейки и бордюры, но и фильмы. На сей раз покрасили «Веселых ребят». По ходу просмотра ловил себя на чувстве, что смотрю старую цветную картину, снятую на некачественной и к тому же плохо сохранившейся пленке. Видно, как цвет выдает мертвечину декоративной натуры, нарисованные задники, старит героев... Главная незадача в том, что цвет, как ни странно, делает старый черно-белый фильм совершенно реалистическим. А это нож в спину стильной условности черно-белого кино.
...Лучший подарок женщинам в женский праздник -- мужчина. А также женщина с мужественной судьбой. Причем в разных областях жизнедеятельности: на эстраде (Патрисия Каас и Ирина Аллегрова), в сельском хозяйстве («Кубанские казаки»), в сфере статистики («Служебный роман)...
Всех женских подвигов не перечислишь. Но едва ли не самым впечатляющим надо признать тот, который совершают девицы, вытаскивающие себя за волосы из болота проституции. У меня сложилось впечатление, что показ «Красотки» с Джулией Робертс и с Ричардом Гиром -- это такая же обязательная приправа к женскому празднику, как фильм «Офицеры» -- к мужскому, а «Ирония судьбы» -- к Новому году. В чем тут дело? В смаковании эмоционального торжества девушки с панели. Частная история насаживается на архетипическую коллизию Золушки, плюс звездная пара голливудских артистов -- вот, собственно, и весь секрет неувядаемости «Красотки».
...Из всех юбилейных дат в марте душевнее всего было отмечено 70-летие Григория Горина. Десять лет его нет с нами, а кажется, что он никуда не уходил. Так кажется потому, что живы его герои, его пьесы и фильмы. Десять лет спустя пришла горькая мысль: наверное, он слишком часто шутил над смертью, чтобы жить долго. Но он остроумно шутил.
А вот что касается нападения РФ на Грузию, разыгранного в эфире телекомпании «Имеди», то оно оказалось тоже шуткой. Правда, циничной. К тому же это чистой воды плагиат. Идея позаимствована из радиопостановки Орсона Уэлса «Война миров» (1938). «Украсть нетрудно, положить на место -- вот в чем вся штука», -- говаривал один из героев Булгакова.
Нападение террористов на Москву уже не было шуткой. К нашим телеканалам было много претензий по части оперативности информирования наших зрителей. Но на эту критику можно наплевать и забыть. Поскольку у нас есть теперь другое средство массовой информации -- мобильник в связке с Интернетом. Оно еще неидеальное. Но в экстремальных ситуациях уже играет существенную роль.
Если же выйти за рамки информационного вещания, то телевидение осталось, что называется, «при своих», в чем можно было убедиться, следуя за Леонидом Парфеновым, путешествующим по Уралу во времени и в пространстве.
Его сериал «Хребет России» -- заметный шаг в его творчестве.
Новый проект, который представляет собой историко-географическое путешествие по Уралу, при всей фирменности автора все-таки необычен для этого автора. Хотя бы тем, что в кадре, в общении со зрителями он не один. Рядом известный писатель Алексей Иванов, которому довелось дотошно исследовать этот край, влюбиться в него и постигнуть его самоценность. И увидеть в нем «матрицу России». И ощутить его символичность.
Понятно, что Урал в этом повествовании представлен не просто как один из регионов РФ, но как некий рубеж, взрезавший огромный континент и поделивший его на Европу и Азию, а затем сомкнувший их в границах одной страны. На Урале сомкнулись христианство и язычество, средневековье и просвещение, капитализм и феодализм. В какой-то исторический момент Урал заслужил звания «доменная печь мировой цивилизации».
Образов, метафор и параллелей у Парфенова как никогда густо. Примечательно, как изменился образ самого Парфенова, что естественно -- он «работает» в паре. Писатель Иванов -- знаток края и авторитетный эксперт. Журналист Парфенов -- неофит, но по-детски любопытный и любознательный.
Здесь предусмотрена и роль для зрителя. Он тоже неофит. Но уж совсем дремучий. Так организуется не прямой, но по крайней мере косвенный диалог в эфире о вещах конкретных и вместе с тем абстрактных -- об историко-философском самоощущении каждого из нас в этом мире. Диалог, собственно, и есть становой хребет такой глобальной коммуникации, как телевидение, а вовсе не безразмерный сериал.
Еще года три назад Константин Эрнст выказывал обеспокоенность переизбытком «мыла» на всех каналах и даже понимание, что к добру это не приведет, но так никакого реального противоядия от сериальной эпидемии не смог предложить.
Его предложил Александр Роднянский, некоторое время назад покинувший СТС и возглавивший 5-й канал. В вечерний прайм он вбросил сразу четыре ток-шоу, предметом которых стали довольно животрепещущие вопросы сегодняшнего дня. Пока я бы выделил Светлану Сорокину с ее «Программой передач». Она носит ретроспективный характер. При этом достаточно актуальна, поскольку рефлексирует по поводу собственно ТВ. А тут есть над чем поразмыслить и с чем сравнить. Хотелось бы надеяться, что у нас наконец появился телеканал, работающий в режиме реального заинтересованного диалога.
...Весь месяц то затухала, то вспыхивала полемика по поводу плакатного Сталина между «ТВ-Центром» и «Россией». В ответ на жесткую отповедь антисталинистам со стороны Лужкова резко высказался ведущий «Вестей недели» Евгений Ревенко, а еще был представлен телефильм «Маршал Жуков» с новыми аргументами и документами, свидетельствующими, как Сталин на самом деле относился к героям Великой Отечественной войны.
Неожиданно спор о советском прошлом получил продолжение в только что показанном фильме Анджея Вайды «Катынь». Это то прошлое, с которым наши телезрители расстались, не очень-то им интересуясь. А оно догнало нас через три дня после подземных взрывов. Фильм был показан на канале «Культура» неожиданно, вне программной сетки по мотивам, разумеется, политическим, которые, бывает же такое, совпали с мотивами гуманистическими.
Напоследок нельзя не оценить рекорд телевизионного иезуитства -- «Обвиняемый. Дело майора Барсукова», снятый в жанре документально-художественного кино. Сомнений нет: нам рассказали историю майора Евсюкова. Виновного и невиноватого. Что это: запоздалая отмазка для Евсюкова? Или просто беллетристическая спекуляция на реальной трагедии? Наверное, то и другое.
Само телевидение -- то и другое: надежды на обновление вперемешку с обнажившейся по весне грязью.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»