|
|
N°57, 06 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принципиальный Боос
Калининградские власти намерены доказать в суде законность повышения транспортного налога
Закон о транспортном налоге, который взбаламутил ситуацию в Калининградской области настолько, что привел к нескольким многотысячным митингам протеста, вновь оказался предметом судебного рассмотрения. В середине марта областная прокуратура добилась решения суда, согласно которому было признано: калининградские власти, повышая ставки налога, поступили незаконно -- увеличение следует отменить по всем видам транспортных средств. Учитывая болезненную реакцию калининградцев на вопросы изменения ставок транспортного налога, можно было ожидать, что власти согласятся с судебным решением и исполнят его. Но не тут-то было. Из правительства и Думы области в суд на днях ушли кассационные жалобы, в которых законность принятого решения оспаривается.
В Калининградской области за последние полгода произошло три крупных митинга. Поводом для первого (в декабре 2009 года) стало резкое повышение ставок транспортного налога (чем больше под капотом лошадиных сил, тем серьезнее будет сумма, которую необходимо уплатить; по некоторым видам авто рост оказался двукратным). Это вызвало недовольство многих калининградцев, вылившееся в результате в акцию протеста, на которой присутствовало около 4 тыс. человек. В январе 2010 года властям ситуацию с транспортным налогом пришлось немного отыгрывать назад. Калининградский губернатор Георгий Боос заявил, что в 2010 году ставки останутся на уровне 2009 года, но, правда, в 2011-м всем следует приготовиться к повышению ставок на двойной размер инфляции. Региональным парламентом был принят соответствующий закон. Депутаты областной Думы в этом непростом вопросе вели себя крайне вяло. Лишь два-три человека из "Единой России" смогли найти в себе силы и на одной из встреч с г-ном Боосом открыто предупредить: не злите людей, не вздергивайте ставки. Но эти предостережения оказались бесполезными. Заявив о снижении ставок, областные чиновники полагали, что этим конфликтная ситуация исчерпана.
Однако митинг 30 января показал, что ком проблем, наоборот, вырос. На эту акцию протеста пришли уже 10 тыс. человек (данные УВД), и там звучали лозунги не только экономического характера, но и политические (требовали, например, отправить г-на Бооса в отставку, срок полномочий у него истекает в сентябре 2010 года). Массовость этого митинга была для региональных властей неожиданной -- мало кто верил, что люди решатся в таком количестве выйти на улицы.
Вопрос транспортного налога к тому времени стал уже поводом для выражения людьми открытого недовольства, за ним потянулась цепочка других претензий к власти: ее, в частности, обвиняли в «глухоте» к нуждам людей, чрезмерной увлеченности «монологичным» стилем управления областью. Г-н Боос, надо отдать ему должное, сумел во многом разрулить ситуацию -- еще недавно, кажется, его команду готовы были чуть ли не растерзать, а теперь он, подобно президенту и премьеру, общается с калининградцами в телеэфире.
На конец февраля планировался третий митинг, и были приняты все меры, чтобы он не состоялся. Протестную коалицию удалось расколоть, в областном правительстве провели «чистку рядов» (уволилась министр здравоохранения Елена Клюйкова, действия которой вызывали недовольство населения, сейчас она проходит обвиняемой по уголовному делу о халатности). Недовольных пытаются максимально вовлечь в диалог (некоторым особо «буйным» даже работу в правительстве предлагали). Г-н Боос в день третьего митинга (на него пришло около 2 тыс. человек, некоторые устроили мандариновый флешмоб) провел четырехчасовой телемарафон, отвечая в прямом эфире на вопросы местных жителей. До 20 апреля должен появиться проект программы действий по решению приоритетных проблем жителей Калининградской области. В июне областное правительство собирается утвердить его и приступить к реализации.
О транспортном налоге к тому времени уже мало кто вспоминал, однако в суде этот спорный вопрос по-прежнему рассматривался. Прокуратура требовала признать, что закон был принят с нарушениями (в частности, его опубликовали не в тот день, когда требовалось). Кроме того, в прокуратуре обратили внимание, что слова чиновников о снижении в 2010 году ставок налога до уровня 2009-го не совсем соответствуют действительности. По отдельным категориям транспортных средств (мотоциклы до и свыше 20 л.с., автобусы до и свыше 200 л.с., другие самоходные транспортные средства, катера, моторные лодки до 100 л.с., а также несамоходные, буксируемые суда) налоговые ставки так и остались завышенными. Суд в итоге согласился: раз уж снижать, то по всем категориям.
Однако в конце марта в Калининградский областной суд поступили кассационные жалобы от Думы и правительства области, в которых оспаривается законность вынесенного решения. Думские юристы, в частности, указывают, что размеры налоговых ставок по транспортному налогу не превышают установленных федеральным законодательством пределов. Также облдума полагает, что порядок опубликования закона был соблюден и довод прокурора суд поддержал необоснованно. А правительство сочло ошибочным мнение суда, что размещение текста закона на сайте правительства не имеет существенного правового значения.
В конце марта на заседание областной Думы пришел прокурор Калининградской области Алексей Самсонов. Он рассказал депутатам о соблюдении законности в регионе. Так вышло, что основная часть его выступления была посвящена борьбе прокуратуры с «неправильными» законами (в их числе, конечно, и закон о транспортном налоге). После его ухода депутаты задумались: хотя законы принимают они, но присылают-то их из правительства. И у губернаторского полпреда в региональном парламенте Тамары Кузяевой спросили, специально ли региональное правительство штампует некачественные законы. «Я бы не сказала, что мы делаем это умышленно, -- откровенно ответила та. -- Просто у юристов различные точки зрения. Прокуратура считает так, а мы -- иначе».
Вадим СМИРНОВ, Калининград