В этом году Россия и Республика Корея отмечают 20-летие установления дипотношений, на днях в Большом театре восхитительным концертом стартовал фестиваль корейской культуры. На фоне сотрудничества, приобретающего стратегический характер благодаря усилиям тысяч и тысяч людей в двух странах, неуместными выглядели карикатуры на трагедию в Московском метрополитене 29 марта, опубликованные южнокорейской газетой «Кориа таймс».
На первой изображена станция, на которую прибывает поезд с черепом вместо кабины машиниста. В вагоны стремятся белые безликие фигурки пассажиров, а среди них -- черная смерть с косой. На другой -- взорванный вагон, рядом окровавленные фигурки. Над ними возвышается воздевший лапы рыдающий медведь в шапке-ушанке. Выяснилось, что автором рисунков был иностранец -- француз Стефан Перей. Он заявил, что «европейская школа карикатуры» допускает появление подобных рисунков на трагическую тему и такая карикатура «юмора не содержит».
Но если бы после теракта 2003 года
в метро южнокорейского города Тэгу, когда психически больной человек поджег вагон и пострадало 200 человек, в каком-нибудь российском издании появилась карикатура на эту тему, Сеул наверняка не оставил бы такое кощунство безнаказанным. Но такого издания в России не нашлось. Когда в феврале--марте этого года двое граждан Южной Кореи подверглись разбойным нападениям в Москве и Барнауле (один из них погиб, а другой едва выжил), то эта тема не сходила со страниц центральных южнокорейских газет. Посла России в Сеуле вызвали в МИД, чтобы выразить неприятие происшедшего и подстегнуть скорейшее расследование злодеяния.
Появление карикатур в «Кориа таймс» дает основания полагать, что в Сеуле есть силы, стремящиеся перечеркнуть все достижения в отношениях России и Республики Корея. Ведь «Кориа таймс» -- одна из двух центральных южнокорейских англоязычных газет, которая имеет большую аудиторию внутри и за пределами страны.
Следует вспомнить о группе политиков, определяющих ныне российское направление внешней политики президента Республики Корея Ли Мен Бака. Поскольку своей команды специалистов в этой области у него не было, а поддержка других фракций внутри правящей партии для Ли Мен Бака была очень важна, эту сферу деятельности доверили людям, занимавшимся в Южной Корее внешней политикой в начале 1990-х годов. Потом эту команду на долгое время отстранили от власти, и эти люди продолжают жить в парадигме «холодной войны».
Сценарий провокации, нацеленной на изменение характера отношений между Россией и Южной Кореей, представить несложно. Но все же глупость и непонимание российских реалий в истории с карикатурами куда более вероятны, чем преднамеренная акция. Высокая степень развития гражданского общества на Юге Кореи говорит в пользу того, что подобный план скорее всего развалился бы или стал бы достоянием гласности.
Вместе с тем российским властям все же следует ответить на появление скандальных рисунков. В российских СМИ и Интернете история с южнокорейскими карикатурами по поводу московских терактов уже получила широкую огласку. Публикация в «Кориа таймс» отдает злорадством и безответственностью. Властям Республики Корея и представителям южнокорейских СМИ следует попытаться понять, что карикатуры могли задеть чувства россиян, а появление новых картинок подобного рода ранит их еще сильнее.