Прокуратура Москвы, похоже, может завалить столичную Думу претензиями к уже действующим законам. Не успели городские депутаты выполнить одно требование надзорного органа и устранить «коррупциогенный фактор» в законе об основах жилищной политики, как у прокуроров возникли новые претензии. На этот раз -- к основам транспортного регулирования. На днях в Мосгордуму поступило требование прокурора Москвы Юрия Семина об изменении закона «О такси в городе Москве», принятого еще 11 июня 2008 года. Сегодня на заседании комиссии по законодательству депутаты рассмотрят ультимативный протест прокуратуры, а окончательное решение по нему вынесут в среду на общем собрании Мосгордумы.
Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников, прокурор требует отмены статьи закона, позволяющей мэрии оказывать поддержку организациям, включенным в реестр перевозчиков «Московское городское такси». Как напомнил г-н Семенников, закон предусматривает создание добровольного реестра городских служб такси, попасть в который можно лишь при соблюдении ряда требований, предъявляемых мэрией. Например, водители таких перевозчиков должны свободно владеть русским языком и знать пути проезда по городу, а также регулярно проходить медосмотр. Столичные власти в свою очередь согласно ст. 5 закона «О такси в городе Москве» обязуются оказывать включенным в реестр компаниям поддержку в виде налоговых льгот, льготной арендной платы на землю и иные объекты недвижимости, а также предоставления безвозмездного права пользования стоянками «Московского городского такси». В прокуратуре сочли, что возможность такой выборочной помощи хозяйствующим субъектам рынка транспортных услуг является «коррупциогенным фактором» и нарушает антимонопольное законодательство. Юрий Семин требует «признать утратившей силу» соответствующую статью закона.
Напомним, что это уже второй случай, когда городская прокуратура воспользовалась предоставленной надзорному ведомству федеральным законодательством «новой мерой реагирования». Благодаря вступившим недавно в силу антикоррупционным поправкам работники прокуратуры получили возможность выдвигать требования об устранении в документах, не только обсуждающихся, но и уже выпущенных Мосгордумой, норм, которые кажутся им «коррупциогенными». И на прошлой неделе столичные депутаты уже были вынуждены признать наличие такой нормы в законе «Основы жилищной политики»
(подробнее см. «Время новостей» от 1 апреля). В Мосгордуме новая ультимативная форма прокурорского протеста вызвала бурное недовольство и заставила депутатов заговорить об особенностях своего статуса. «Если исходить из закона о статусе депутатов, то у нас нет ни одного нормативного требования для обязательного исполнения. Мы не исполнительная власть. Давить на вас ни прокурор, ни милиция не может», -- успокаивал тогда коллег г-н Семенников.
Вчера председатель комиссии по законодательству сообщил «Времени новостей», что депутаты и на этот раз не во всем согласны с требованием прокуратуры. По словам Александра Семенникова, сам по себе закон о такси никаких льгот и преференций не устанавливает, порядок поддержки транспортных предприятий будет разработан мэрией и прописан в соответствующем нормативном акте города. «Тогда не будет жесткой привязки к реестру, господдержку будут получать и те, кто в нем не состоит, но выполняет определенные требования», -- пояснил он. Сейчас же, как утверждают в Мосгордуме, эта норма закона просто не работает. Правда, судя по словам г-на Семенникова, требование прокуратуры все-таки заставило депутатов усомниться в однозначности толкования оспариваемой нормы. «Возможно, это несколько некорректно с точки зрения антимонопольного законодательства», -- признал г-н Семенников, но при этом добавил, что оказание государством поддержки различным хозяйствующим объектам вообще «сложная тема».
В целом же московские депутаты, судя по всему, предпочитают решать все вопросы с прокуратурой в суде. В среду Мосгордума рассмотрит проект поправок в постановление о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. И судя по словам г-на Семенникова, этими поправками новая форма прокурорского реагирования будет сведена к традиционному прокурорскому протесту. «Технологически процедуры рассмотрения требований прокурора раньше не было. Мы установим порядок, который будет следующим: как обычно, в 10-дневный срок на пленарном заседании должны будем рассмотреть требование и учесть его или нет», -- рассказал он. В Мосгордуме подчеркивают, что имеют право не соглашаться с «экспертной оценкой» прокуратуры. «Точку всегда ставит суд. Есть общий надзор за соблюдением законодательного процесса. И если не согласны с нормами, то через суд их можно обжаловать. В этом принципиальное разделение властей и смысл статуса депутата», -- отметил Александр Семенников. По его данным, ежегодно Мосгордума получает 5--10 подобных исков из прокуратуры, и, как правило, городские суды выносят решения в пользу законодателей.