|
|
N°56, 05 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Футбол против террора
Взрывы в московском метро и Пасха отменили центральный матч чемпионата России по футболу между ЦСКА и питерским «Зенитом». Игру, которая должна была проходить 3 апреля в «Лужниках», на самом большом стадионе страны, отложили по просьбе МВД из соображений безопасности. Причины понятны, но все-таки отмену этого матча едва ли можно назвать однозначно правильным решением.
Получается, что Москве элементарно не хватило милиционеров, чтобы одновременно обеспечивать безопасность пасхальных мероприятий и матча между непримиримыми соперниками -- ЦСКА и «Зенитом», чьи болельщики традиционно ведут себя по отношению друг к другу достаточно агрессивно. Однако сам матч именно в силу теракта как раз был нетрадиционным.
В итоге вышло так, что игру отменили террористы. Но если делать акцент на траур, надо было отменять все матчи тура. Или, наоборот, все матчи проводить: естественно, с минутой молчания и траурными повязками у игроков и тренеров. А если упирать на безопасность, не очень понятно, почему решили играть другой московский матч -- «Локомотива» с «Динамо». Да, стадион «Локомотив» намного меньше «Лужников», а отношения фанов «Локо» и «Динамо», несомненно, менее напряженные, чем между болельщиками ЦСКА и «Зенита». Но это все равно массовое мероприятие в Москве, и угрозой безопасности на нем по идее могли быть не столько драки между болельщиками, сколько опасение теракта. Не случайно на матч «Локомотив» -- «Динамо» при 28 тыс. зрителей было стянуто, по данным ГУВД Москвы, около 2 тыс. милиционеров.
Милиция, конечно, продолжает патрулировать столичное метро и должна была обеспечивать безопасность на Пасху. Но неужели Москве действительно не хватило милиционеров на один футбольный матч, пусть даже на самом большом стадионе? Ради такого матча можно было привезти подкрепление из окрестных регионов.
Наконец, в решении о переносе поединка ЦСКА -- «Зенит» сквозит явное недоверие к способности болельщиков вести себя до, во время и после матча сообразно трагедии в московском метро, которая должна была по идее способствовать единению фанатов. В конце концов по сравнению с невинно загубленными человеческими жизнями итог любого футбольного противостояния вторичен. Конечно, есть вопрос, сумели бы болельщики армейцев и питерцев выдержать это моральное испытание, но теперь уже ответ на него мы не получим.
Впрочем, не только в российском, но и в мировом футболе нет четкого понимания, как реагировать на акты терроризма и насилия. В Италии в прошлом году чуть не отменили весь чемпионат серии «А» после того, как полицейский случайно застрелил болельщика. А на последнем Кубке Африки в Анголе сборной Того после обстрела ее автобуса местными повстанцами не просто не дали присоединиться к турниру позднее, после траура по погибшим членам команды, но еще и совершенно цинично дисквалифицировали на два последующих аналогичных турнира из-за "отказа" играть в Анголе.
ФИФА ведет очень правильные с моральной точки зрения рекламные кампании против расизма и насилия на футбольном поле. Но футбол, как наиболее популярный в мире игровой вид спорта и как важная часть жизни сотен миллионов людей, не может оставаться в стороне и от «внешнего» по отношению к игре насилия. Траурные повязки на игроках в знак скорби против жертв терактов уже давно стали повседневностью. Но кроме этого очень важно понимать, что футбольные матчи на фоне терактов играют важнейшую терапевтическую роль для общества. Такие поединки показывают, что террористам не удалось запугать население.
К слову, перенос матча ЦСКА -- «Зенит» тут же ставит вопрос о гарантиях безопасности на ответном четвертьфинале Лиги чемпионов между армейцами и миланским «Интером». Если поединок чемпионата России отложен по соображениям безопасности, означает ли это, что играть в Москве сейчас небезопасно? И если небезопасно, то из-за чего -- из-за угрозы терактов или возможных бесчинств армейской и зенитовской торсиды? УЕФА сразу дал понять, что не рассматривает вопрос о переносе игры ЦСКА -- «Интер» на нейтральное поле, хотя решение по матчу армейцев с «Зенитом» могло привести и к такому результату.
В любом случае, несмотря на, увы, уже достаточно давнюю историю терактов, нам еще предстоит научиться сопрягать массовые спортивные мероприятия с угрозами безопасности граждан. Если люди перестанут ходить на футбол или концерты, если будут чувствовать себя заложниками невидимых непредсказуемых, безжалостных и бездушных террористов, едва ли можно утверждать, что безопасность торжествует. А болельщикам всех российских клубов важно понять, что бывают моменты, когда поведение на трибунах не просто должно быть выше клубных пристрастий, но еще и является способом нашей личной борьбы с терроризмом.
Семен Новопрудский