Время новостей
     N°56, 05 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2010
«Таблетка» счастья
iPad поступил в продажу
В субботу в США стартовали продажи самой ожидаемой новинки компьютерного рынка -- «планшета» iPad корпорации Apple Inc. По мнению экспертов, новейший гаджет, открывающий появление волны так называемых Tablet PC, завоюет большую популярность во всем мире. Тем не менее о появлении «убийцы печатной продукции» говорить рано. Напротив, благодаря iPad редакции и книжные издательства могут расширить свою аудиторию, открыв новые рынки на просторах Интернета.

Компания Apple представила iPad как «чудесный и революционный продукт по невероятной цене». Самая младшая модель iPad будет продаваться по цене 499 долл. iPad со встроенным модулем WiFi 3G обойдется в 829 долларов.

Глава группы компаний IBS Анатолий Карачинский считает, что iPad -- это все-таки не революция, а эволюция компьютера: «Компьютер все больше движется в сторону универсального коммуникационного устройства за счет технологической эволюции в таких компонентах, как экран, батарейки и связь. Tablet -- это некий промежуточный этап. Но все идет к тому, что это устройство будет стремиться заменить много устройств, которые есть на столе, в портфеле и карманах современного человека. Конечно, в связи с этим придется меняться и медиа -- много информационных каналов (бумага, голос, видео), идущих через много разных устройств, постепенно будет концентрироваться в одном универсальном устройстве». Г-н Карачинский шутит, что вершиной этого процесса, видимо, станет вживляемый в тело человека микрочип, но до этого, слава богу, пока далеко.

«За первый день использования iPad я понял, что он чертовски быстр. Он несколько массивнее, чем я ожидал. Впрочем, для просмотра фильмов это не так уж плохо. Экран и качество изображения удивительные, экранная клавиатура тоже очень неплохая. Его аккумулятор просто поражает: за весь день после просмотра фильмов и активного использования он разрядился лишь на 40%», -- пишет в своем блоге один из первых обладателей iPad.

Главное достоинство iPad -- возможность его использования в качестве крупноформатного электронного ридера, удобного для чтения газетных и журнальных публикаций. Издательские дома, доходы которых за два кризисных года значительно сократились, спешат использовать преимущества нового гаджета. Специально для iPad за два месяца с момента анонса устройства было написано свыше 2300 приложений.

Корпорация Apple опубликовала подборку наиболее популярных сайтов, готовых к работе с iPad. В этом списке сайты телеканала CNN, новостного агентства Reuters, газеты The New York Times, видеопортала Vimeo и Белого Дома США.

Компания News Corporation, принадлежащая медиамагнату Руперту Мердоку, намерена приступить к продаже информационных услуг на новой платформе. О разработке приложений для iPad объявили также корпорации CBS Corp., Walt Disney Co. и Netflix Inc.

Издательский дом Conde Nast уже несколько месяцев назад разработал версии своих журналов для компьютеров нового поколения. Президент Conde Nast Чарльз Таунсенд заявил, что он хочет занять лидерские позиции в приложениях для iPad. Журнал GQ, входящий в издательский дом, намерен выпустить апрельское приложение для iPad (журнал уже имеет версию для айфона). В июне подобные приложения сделают журналы Wired и Vanity Fair, а затем The New Yorker и Glamour. «Это то, чего мы ждали вот уже 15 лет», -- сказал редактор журнала Wired Крис Андерсон о новом изобретении компании Apple.

В среднем приложения для iPad гораздо дороже приложений для iPhone. Впрочем, некоторые из них пока бесплатны. Так, приложения Conde Nast будут стоить 2,99 долл. в неделю, журнала Time -- 4,99 долл., деловой газеты Wall Street Journal -- 3,99 долл., приложения газеты New York Times и таблоида USA Today пока будут бесплатными.

Нельзя сказать, что для владельцев iPad продукция газет и журналов станет дешевле. В частности, подписка на доступ к полной онлайн-версии Wall Street Journal стоит лишь 2 долл. в неделю. Отдельные газеты планируют сделать платными лишь некоторые материалы. Разумеется, немалую прибыль газеты получат и от размещения рекламы в приложениях для iPad. Так, компания FedEx купила рекламные площади на iPad-приложениях Reuters, Wall Street Journal и Newsweek.

По данным исследований, около 34% потенциальных покупателей iPad планируют читать на нем журналы и газеты и как минимум 37% -- книги. В связи с этим Apple заключает контракты с книжными издательствами. Издатели будут получать с каждой проданной книги 70%, Apple -- 30%. Кроме того, Apple устанавливает верхний предел стоимости книг 12,99--14,99 долл. Уже объявлено о подписании договоров с пятью крупнейшими книжными издателями, включая Harper Collins, Haschett и Penguin.

Главным конкурентом iPad на книжном рынке станет электронный ридер Kindle, принадлежащий крупнейшему в мире книжному интернет-магазину Amazon. Согласно прогнозам, в этом году будет продано около 3 млн устройств Kindle.

По мнению экспертов, книжные магазины и издательства могут пострадать из-за появления новых устройств, однако это не значит, что книги как таковые понесут какие-либо риски. Большинство людей выросло на чтении «настоящих» книг, и им будет непросто отказаться от привычки. По мнению журнала The Economist, есть и более прозаичные причины, по которым электронные ридеры и устройства, подобные iPad, пока не могут составить конкуренцию обычным книгам: «Вы не сможете прочесть любимую книгу на iPad, если у него сгорит батарея. Ее замена будет стоить 99 долл., и при этом все данные в памяти компьютера будут утрачены». «К недостаткам цифровых книг также относится отсутствие конфиденциальности. В случае с печатной книгой трудно определить, кто именно ее читает. Кроме того, цифровые книги могут быть стерты, что продемонстрировал Amazon, удалив роман Джорджа Оруэлла «1984» с устройств Kindle», -- отмечает издание. Впрочем, это было связано не с цензурой, а с требованиями правообладателя, который запретил распространять произведения английского писателя через Интернет. Еще хуже то, что электронные книги могут постоянно исправляться и дополняться, как это происходило в «1984». «Вероятнее всего, электронные и обычные книги будут долгое время сосуществовать», -- резюмирует Economist.

Эксперты уверены, что iPad приобретет значительную популярность на какое-то время среди определенного количества людей как новая игрушка. При этом у каждой категории потребителей могут быть свои претензии к «таблетке»: кому-то будет недоставать памяти для мощных видеоигр, кому-то будет удобнее читать с более компактных устройств, кого-то не устроит невозможность подключения съемных носителей.

«У iPad отличный дизайн, традиционный для Apple, прекрасная графика. Однако по сути это большой iPod touch. Не хватает возможности подключения съемных носителей, USB-устройств», -- пишет один из обладателей новой «таблетки». А другой делится: «Преимущество iPad в том, что это устройство будущего. Современные люди хотят использовать компактные, красивые устройства, которые сделают их жизнь веселее и проще. Моя десятилетняя дочь пользуется iPod Touch для работы в Интернете, теперь она будет использовать iPad, и возможно, ноутбук ей уже не понадобится».

Николай КОЧЕЛЯГИН, Андрей ДЕНИСОВ