Время новостей
     N°55, 02 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2010
Козырная карта Пекина
Китаю принадлежит решающее слово по санкциям против Ирана
Председатель КНР Ху Цзиньтао примет участие в глобальном саммите по проблемам ядерной безопасности, который состоится в Вашингтоне 12--13 апреля. Об этом сообщил вчера официальный представитель МИД КНР Цинь Ган. Он подчеркнул, что Китай «придает большое значение вопросам ядерной безопасности, выступает против распространения ядерного оружия, ядерного терроризма и поддерживает международное сотрудничество в этой области». Дипломат выразил надежду, что этот саммит «позволит достичь единства взглядов различных стран на эти проблемы и даст положительные результаты».

После вашингтонского саммита могут состояться консультации дипломатов шести стран (пяти постоянных членов Совбеза ООН -- Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Германии) по поводу новых санкций в отношении Ирана. Запад подозревает Тегеран в намерении под прикрытием мирной атомной программы создать ядерное оружие. Госсекретарь США Хиллари Клинтон во вторник сообщила, что консультации пройдут «в ближайшие недели» и шесть стран «сохраняют единство». Но днем позже постпред США при ООН Сюзан Райс пояснила, что Китай «согласился начать серьезные переговоры», но обсуждение темы ужесточения санкций в отношении Ирана, «вероятно, будет сложным, так как в Совбезе по этому поводу пока нет единого мнения».

На днях американская газета «Уолл-стрит джорнэл» со ссылкой на надежный источник поведала, что британские и немецкие дипломаты якобы убедили коллег из госдепа США отказаться от включения в проект резолюции Совбеза ООН наиболее суровых мер. Речь идет о шагах, способных ограничить возможности Ирана экспортировать нефть и газ, импортировать нефтепродукты и работать на мировых финансовых рынках. Настойчивость американцев, подчеркнула газета, привела бы к тому, что Россия и особенно Китай, из всех стран -- членов Совбеза ООН имеющий наиболее развитое сотрудничество с Ираном, провалили бы резолюцию.

«У Китая самые крепкие экономические позиции в Иране. До 20% китайского импорта нефти идет из Ирана, в иранском экспорте это больше трети. Пекин инвестирует в самые различные отрасли иранской экономики, в строительство, коммуникации. Только в нефтегазовую промышленность в ближайшие годы пойдет свыше 100 млрд долл.», -- пояснила «Времени новостей» заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН, доцент МГИМО МИД России Нина Мамедова. «Китаю терять Иран, особенно с учетом высокой платежеспособности этой страны, не хочется. С другой стороны, Пекин с такими средствами воздействия может больше надавить на Тегеран, если у того на самом деле есть военные ядерные амбиции. Но в отношениях с США он способен долго и успешно разыгрывать «иранскую карту» с учетом высокой заинтересованности Ирана в партнерстве с Китаем», -- полагает эксперт.

Вчера китайскую столицу по приглашению курирующего вопросы внешней политики и международной безопасности члена Госсовета Дай Бинго прибыл секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили. Запланированы его переговоры с главой МИДа Ян Цзечи и выступление на пресс-конференции по теме «Позиция Тегерана по мирной ядерной деятельности Ирана». Сообщивший о приезде гостя г-н Цинь Ган в ответе на вопрос прессы, поддержит ли Пекин новые санкции против Ирана, сказал, что «Китай продолжает исходить из необходимости мирного решения ядерной проблемы Ирана» и что тот как независимое государство «вправе развивать ядерную энергетику». Но одновременно Пекин «выступает против распространения ядерного оружия, а равно и перспективы появления такового у Тегерана». Дипломат заверил, что «Китай продолжит тесные контакты и консультации со всеми сторонами по иранской ядерной проблеме».

«Политическая мотивация Пекина заключается в его желании сохранить Тегеран в качестве сдерживающего фактора для США -- главного стратегического конкурента Китая на ближайшую перспективу в Азии и в мире в целом, -- заметил «Времени новостей» замдиректора Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО МИД России Сергей Лузянин. -- Китай занимает наиболее сдержанную, если не сказать отрицательную позицию в отношении принятия более жестких санкций против Тегерана. Пекин будет до последней возможности пытаться сохранить напряженность в ирано-американских отношениях, так как это работает на его интересы и тактически, и стратегически. Стратегия Китая сильно меняется, так как эта страна, ранее позиционировавшая себя в качестве региональной державы, мало-помалу выходит на позиции глобальной державы».

Александр САМОХОТКИН