Время новостей
     N°55, 02 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2010
Бизнес волнуется раз...
Глава РСПП обнародовал список вопросов к власти
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) намерен поставить вопрос о декриминализации правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, этом заявил журналистам глава РСПП Александр Шохин. И это был только первый пункт повестки вопросов, решения которых крупный бизнес ожидает от власти. Его также волнует расплывчатость формулировок в поправках о трансфертном ценообразовании, изменение таможенных процедур из-за набирающего обороты формирования Таможенного союза (ТС) и скорость согласительных процедур с представителями местной власти.

В ближайшее время РСПП намерен предложить для обсуждения пакет мер по корректировке закона «О защите конкуренции», которые вытекают из первых месяцев правоприменительной практики после вступления в силу второго пакета антимонопольных поправок к нему, принятых в свое время по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Нас беспокоит законодательство о защите конкуренции и преодоление связанных с ним административных барьеров», -- заявил Александр Шохин.

В первую очередь бизнес-сообщество намерено добиваться «приведения антимонопольного законодательства в соответствие с той логикой, которую предлагает президент Дмитрий Медведев в отношении экономических правонарушений». По действующей редакции закона «О защите конкуренции» за доказанные факты картельного сговора, установление монопольно завышенных или заниженных цен и другие злоупотребления монопольным положением нарушителям грозит административная ответственность в виде весьма крупных штрафов, а после двух таких нарушений -- привлечение к уголовной ответственности с возможным лишением свободы до семи лет. По мнению главы РСПП, подход к нарушению антимонопольного законодательства должен быть таким же, как и к другим экономическим правонарушениям.

К слову, 31 марта Совет Федерации одобрил инициированные главой государства поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу, которые ограничивают возможности брать под стражу обвиняемых в экономических преступлениях, дают возможность шире использовать вместо арестов залоги, выводят из-под действия УК ряд правонарушений, за которые теперь устанавливается только административная ответственность.

В том числе в связи с антимонопольным законодательством бизнес волнует соотношение в наших документах норм прямого действия и так называемых дискреционных норм, то есть оставляющих право принятия того или иного решения на усмотрение чиновника. По мнению руководителя бизнес-сообщества, наибольшую свободу действия предоставляет налоговое законодательство, в том числе и предлагаемые Минфином и правительством поправки в области трансфертного ценообразования, принятые в этом году Госдумой в первом чтении.

«Волнение возникает из-за разного толкования этих норм теми или иными чиновниками, судами и даже представителями бизнеса, -- считает Александр Шохин. -- Нас беспокоит не уголовное наказание, а тот факт, что чиновники ФАС сами будут решать, например, что является рыночной ценой. В этом велика роль субъективных ошибок и коррупциогенности. Ключевой вопрос -- снижение степени усмотрения чиновников. Может быть, даже ФАС должен обладать правом издания разъясняющих нормативных актов. Но тогда приниматься соответствующие решения должны комиссионно, с участием деловых кругов, как это происходит, например, в комиссиях конгресса США».

Дебюрократизация процедур, по мнению г-на Шохина, должна сопровождаться «усилением ответственности чиновников за отклонение от задекларированных параметров» и должна быть четко прописана.

Новым поводом для волнения бизнеса стало набирающее темпы (очевидно, угрожающие для бизнеса) строительство Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Отечественные автопроизводители озабочены возможным снижением импортных пошлин на иностранные автомобили. Александр Шохин полагает, что избежать этого не удастся, но процесс приведения пошлин в соответствие с интересами наших партнеров по ТС должен быть поэтапным, учитывающим стратегию развития российского автопрома. Как раз это постепенное снижение заградительных барьеров, по мнению главы РСПП, должно «подстегивать» наших автопроизводителей к реализации основных положений стратегии, ставящей целью повышение конкурентоспособности отечественного автомобилестроения на мировом рынке.

Многие процедуры таможенного оформления в рамках ТС прописаны нечетко. По данным г-на Шохина, специалисты нашли в формируемом едином таможенном законодательстве от 300 до 500 отсылочных норм к национальному законодательству трех стран. По мнению главы РСПП, если уж это невозможно исключить полностью, «важно, чтобы эти отсылки носили характер прямого действия, а не отсылали в свою очередь к компетенции чиновников национальных государственных органов». По оценке комитета РСПП по инновационной политике, совместное применение норм ТС и национальных норм таможенного законодательства способно «серьезно, в разы увеличить сроки прохождения товаров за счет усложнения различных процедур».

На состоявшейся 31 марта конференции с участием профильных министерств и бизнес-сообщества, посвященной формированию Таможенного союза, РСПП и представители правительства договорились о создании книги вопросов бизнеса и ответов власти по функционированию ТС. Возможно, по словам г-на Шохина, она будет названа «Зеленой книгой». «Нам необходимо очень конкретно описать процедуры, которые предлагается вводить», -- высказал пожелание лидер крупного бизнеса. Его коллег, в частности, волнует изменение сроков постконтрольной проверки с одного до трех лет, изменение сроков выпуска товаров из таможни, соотношение общих и переходных режимов по разным группам товаров, соотношение электронного и бумажного документооборота и его сроки.

Принципиальный для бизнеса вопрос -- скорость согласительных процедур с местными властями, уверен глава РСПП. В качестве положительного примера решения этого вопроса г-н Шохин привел Калужскую область, которая по итогам 2009 года в отличие от большинства российских регионов продемонстрировала небольшой, но все-таки рост индекса промышленного производства -- на 2%. По словам мэра Калуги Николая Любимова, это достигается путем создания привлекательных условий для иностранных инвесторов. Для этого им помогают в выделении земли, вкладывают бюджетные средства в обеспечение новых площадок транспортной и инженерной инфраструктурой, доводят до современного уровня логистические услуги. Мэр заверил, что власти «сопровождают бизнес» не только на этапе строительства, но и после того как новые заводы начинают работать, помогают в решении таможенных и налоговых проблем.

Еще дальше калужские власти решили пойти в рамках развития у себя в регионе автосборочного кластера. Для привлечения зарубежных компаний -- поставщиков комплектующих для обосновавшихся в Калуге «Фольксвагена» и «Пежо-Ситроена» регион взял на себя даже строительство производственных площадок для них.

Бурное развитие региона привело к тому, что он стал испытывать нехватку квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы власти региона намерены привлекать соотечественников из-за рубежа (пока приехало порядка 900 человек), но основную надежду возлагают на возврат своих земляков из Москвы. По оценке г-на Любимова, калужская диаспора в столице составляет около 60 тыс. человек. Чтобы заинтересовать их в возвращении на родину, региональные власти намерены создавать для них вполне конкурентные условия как по уровню жизни, так и по зарплатам. Мэр Калуги заверил, что лично знает людей, которые вернулись из Москвы на малую родину. Третьим источником квалифицированной рабочей силы должны стать отставные военные, для которых Министерство обороны только в этом году намерено построить в области 35 тыс. кв. м жилья.

Улучшение ситуации в сфере логистики и инфраструктуры -- это единственный показатель рассчитываемого РСПП с января 2010 года индекса деловой среды, который имеет стабильно положительную динамику. Об относительно устойчивых положительных тенденциях с начала года можно говорить только в области взаимоотношения бизнеса и власти, компаний между собой, а также в решении социальных вопросов. При этом данные свидетельствуют об устойчивой тенденции падения индекса рынка производимой продукции. В целом индекс деловой среды РСПП, базирующийся на ожиданиях бизнеса, свидетельствует о стагнации российской экономики и неуверенности российского бизнеса в скором преодолении основных последствий кризиса.

Относительный всплеск оптимизма в феврале глава РСПП объяснил «психологическим влиянием резко выросшего оптимизма правительства, которое говорило об устойчивой тенденции роста экономики». «А поутру они проснулись...» -- так прокомментировал Александр Шохин возвращение в марте показателей своего индекса практически к январскому уровню.

Впрочем, глава РСПП признал ограниченность влияния различных индексов да и официальной статистики на реальные механизмы принятия решений бизнесом. «У нас ни один индекс не влияет на фондовый рынок, кроме одного -- динамики цен на нефть», -- уверен Александр Шохин.

Андрей СУСАРОВ