«Мы с вами встретились во внеурочный день. Причины понятны: это трагические события, которые произошли в Москве, -- взрывы в метро. Произошло несколько взрывов в Кизляре, погибли наши коллеги в Дагестане», -- такими словами начал вчера экстренное совещание Совета безопасности президент Дмитрий Медведев. «Все это звенья одной цепи, -- заявил он. -- И все это проявление той самой террористической активности, которая в последнее время снова дала о себе знать на Кавказе и с которой мы все боремся и будем бороться». Разговор на совещании шел о повышении эффективности борьбы с терроризмом, в том числе, как сказал президент, «по тем слабым местам, о которых сегодня говорит вся страна».
Г-н Медведев обратил внимание, что цель террористов -- «дестабилизация обстановки в стране, разрушение гражданского общества, желание посеять страх, панику среди населения». «Этого мы не допустим, -- подчеркнул г-н Медведев. -- И все, что будет делаться, будет направлено на то, чтобы консолидировать нашу страну и нашу нацию». Президент также еще раз повторил сказанные им после терактов в московском метро слова, адресованные террористам: «Они будут найдены и уничтожены». В связи с этим он попросил директора ФСБ Александра Бортникова и председателя СКП Александра Бастрыкина доложить о ходе расследования, выступления по которым прошли в закрытом режиме.
Глава государства также определил несколько направлений, по которым, по его мнению, должна проводиться борьба с террором и террористами. Во-первых, это должно коснуться судов. «Есть смысл проанализировать практику по отдельным статьям, в том числе по статье о терроризме, посмотреть, каким образом осуществляется уголовное преследование по террористической деятельности, обратить внимание на предотвращение такого рода преступлений, в том числе и юридическими средствами», -- сказал глава государства.
Правда, пока осталось не вполне понятно, как суды смогут влиять на предотвращение преступлений. Принцип устрашения здесь вряд ли сработает, так как наказания за террористические и экстремистские преступления и так максимально возможные, а о смертной казни в нашей стране говорить уже не имеет смысла -- согласно принятому недавно Конституционным судом (КС) постановлению применяться она в обозримом будущем не будет.
Кроме того, два года назад в УПК были внесены поправки, согласно которым дела террористической и экстремистской направленности забрали из-под юрисдикции суда присяжных. В ближайшее время, кстати, КС предстоит решить вопрос, насколько это было правомерно, поскольку на нарушение своих конституционных прав пожаловались многие обвиняемые или уже осужденные за совершение терактов.
Г-н Медведев на вчерашнем заседании Совбеза также высказался о необходимости обратить внимание на другую проблему -- «это антитеррористическая защищенность объектов, прежде всего транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей». Что это такое, если не брать в расчет кропотливую и тщательную работу спецслужб «на упреждение», пока трудно сказать -- этим по поручению президента будет заниматься правительство. Сам же глава государства вчера подписал указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». «В этом указе установлено, что делать», -- объяснил г-н Медведев.
Указ был опубликован вчера и вчера же вступил в силу. В нем перечислено несколько поручений правительству. В частности, в ближайшие четыре месяца должна быть утверждена специальная комплексная программа по обеспечению безопасности на транспорте, и особенно на общественном транспорте. А создание этой системы безопасности согласно указу должно быть завершено до 1 января 2014 года. В течение года, до 31 марта 2011-го, должно быть завершено «оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства». При этом "средства и устройства" лишь предстоит разработать, но пока не решено, кто именно должен этим заниматься, -- указом правительству поручено пока только определить ответственную организацию.
Очевидно, в связи с приблизительностью плана создания "комплексной программы" будут выдвигаться самые разные -- как в техническом плане, так и в плане оригинальности и грандиозности -- проекты. Первые из них, кстати, вчера в общих чертах уже были озвучены. Так, министр транспорта Игорь Левитин заявил журналистам после совещания у президента: «На объектах транспорта выявляются узкие места, наиболее уязвимые, производится категорирование объектов, и у нас будет по каждому объекту план защиты от незаконного вмешательства -- всего таких объектов на транспорте 600 тыс.». Как именно можно «гарантированно» защитить такое огромное число объектов, а речь идет лишь только об одной железнодорожной инфраструктуре, остается лишь гадать. Так же как и о том, какую защиту можно придумать для собственно железнодорожных магистралей, протяженность которых в России даже без подъездных путей составляет более 80 тыс. км. То, насколько они не защищены, в конце прошлого года наглядно показал очередной -- уже второй по счету --
подрыв скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс» (тогда погибло около 40 человек и около 100 пострадало).
Руководство же столичного метрополитена в свою очередь выступило с инициативой установки на станциях подземки «спецдатчиков, которые позволяли бы предотвратить атаки, связанные с отравляющими или ядовитыми веществами». Причем этот проект оказался близким к реализации. «Разработан проект, подготовлена пилотная зона, -- сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, выступая вчера в эфире радиостанции «Эхо Москвы». -- Думаю, что испытания начнутся уже на следующей неделе». С технической стороны в данном проекте оказалось все ясно, но не совсем понятной оказалась логика его появления: почему действия террористов-смертников, взорвавших в метро бомбы, были расценены как угроза химической атаки.
В заключение совещания президент Медведев упомянул о еще одном направлении -- «это общее оздоровление ситуации в республиках Северного Кавказа: профилактика терроризма, просвещение, экономические программы». «Все они должны реализовываться независимо ни от чего. Потому что ключ к решению очень многих вопросов лежит в социально-экономической сфере. Этим тоже нужно заниматься помимо силового компонента -- работать с людьми, работать с коллективами и предлагать новые лучшие условия жизни».