|
|
N°55, 02 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дети «Аватара»
Oleg Butman. Passion (Butman Music). Очередной «товар» с лейбла Игоря Бутмана -- альбом его родного брата, Олега Бутмана, известного барабанщика. Passion заявлен как сольное творение Олега Бутмана, хотя это не совсем так: материал Бутман-младший сочинил в соавторстве со своей супругой, пианисткой Натальей Смирновой. Хрупкая дама Смирнова играет энергично, как иной негр преклонных годов. Не отстают и остальные музыканты -- басист Эссиэт Эссиэт, саксофонисты Уэйн Эскофери и Марк Гросс.
Композиторское кредо Бутмана/Смирновой: «Чем проще мелодия, тем лучше». Потому как простую внятную мелодию «интереснее развивать, аранжировать и импровизировать». Материал альбома сочинялся и записывался в нью-йоркской студии с потрясающе актуальным названием Avatar неспешно, никаких обязательств ни у кого ни перед кем не было, сроки дамокловым мечом не висели. Поэтому, по мнению Олега Бутмана, альбом получился «не вымученным». Соглашусь и с этим утверждением, и с простыми мелодиями, которые интересно развивать. Музыка на самом деле довольно энергична и мелодична; чувствуется, что люди отрываются и играют в свое удовольствие (кстати, это ощущение сохраняется и на концертах, что хороший знак). Другой вопрос -- что это все-таки за современный джаз, такой «умный» пост-боп, условно говоря. С присущим ему гармоническим языком, несимметричными размерами и т.п.
Alexander Berenson. Take me with You (Butman Music). Первый сольный альбом Александра Беренсона -- это тоже, как и вышеупомянутый дуэт Бутмана/Смирновой, авторский акустический contemporary jazz. Но только менее «контемпорари», более мейнстримовый. Навевает ощущение славной эпохи хард-бопа. Так, первый же трек For my Mother перекликается со знаменитым «стандартом» Хореса Силвера Song for my Father не столько названием, сколько настроением.
Александр Беренсон -- питерский трубач, которого широкие неджазовые массы могут услышать на эпохальных записях группы «Аквариум» (винил «Равноденствие»). Но вообще Беренсон мало отношения имеет к поп- и рок-музыке, он правильный закоренелый джазмен. Во всем диапазоне играет чистым теплым звуком, без сурдины. Импровизирует мелодично, не просто гоняет по гамме вверх-вниз, как многие современные деятели. С формой композиций тоже все внятно: квадрат темы -- квадрат импровизации, вышел один -- вступил другой. «Одни и другие» -- это пианисты Евгений («Юджин») Маслов и Сайрус Честнат, басист Эссиэт Эссиэт, барабанщик Доналд Эдвардс и саксофонист Игорь Бутман. Все играют много, широко; записано объемно, с понятным «олдскульным» разделением солист -- аккомпаниаторы. Я не хочу сказать, что это стилизация под ретро. Нет, конечно. Музыка современная совершенно, никто ее не состаривал искусственно. Просто мелодизм и настроение рождают приятные ассоциации.
Oleg Kireyev & Keith Javors. Rhyme and Reason (Inarhyme Records). Однажды московский тенорист и артдиректор клуба «Союз композиторов» Олег Киреев пригласил выступить в этом самом клубе пианиста Кита Джаворса. Пианиста хоть американского, но абсолютно никому у нас не известного. Американца Киреев в прямом смысле «откопал» в Сети: «С Китом познакомились по Интернету. Просто понравилась музыка друг друга. Выступили здесь, в нашем клубе, потом в Штатах. Филадельфия, Вашингтон...»
Джаворс приехал и показал себя настоящим виртуозом и «фирмачом». Пианист -- как бабочка: быстр, легок, изящен. Потом Киреев с ним выступал в Америке, теперь музыканты выпустили совместный альбом. За вычетом двух классических пьес, Stella by Starlight и Green Dolphin Street весь материал -- оригиналы Киреева и Джаворса. Бодрый пост-боп сыгран смешанным национальным составом (тенденция, однако): нью-йоркский контрабасист Борис Козлов (Mingus Dynasty Big Band, трио Дейва Кикоски) и барабанщик И Джей Стрикленд (квартет Рави Колтрейна). Жестко, энергично, романтично. Для ценителей хорошего современного пост-бопа.
Александр БЕЛЯЕВ