|
|
N°54, 01 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отлучают от трубы
Независимые трейдеры могут лишиться доступа к нефтепродуктопроводам
Как стало известно «Времени новостей», в течение года трейдеры могут лишиться возможности прокачки нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов. Источник, близкий к компании «Транснефтепродукт», пояснил, что в рамках унификации методов ведения бизнеса с материнской структурой «Транснефть», которая уже давно не пользуется услугами посредников, и снижения цен на внутреннем рынке контракты будут подписаны только с производителями нефтепродуктов. Впрочем, эксперты отмечают, что эффект от такого решения может оказаться обратным.
Отказ от сотрудничества с трейдерскими компаниями, как сообщил «Времени новостей» источник, с одной стороны, позволит обеспечить качество поставляемых нефтепродуктов и необходимый объем транспортировки, с другой -- устранит из схемы поставок ненадежных посредников (фирмы-однодневки), взвинчивающих цены. Стоит отметить, что на экспортном направлении переход на заключение договоров только с вертикально интегрированными компаниями-производителями уже завершен. На внутреннем рынке этот процесс займет еще около года. Напомним, что в 2009-м компания в общей сложности поставила 28,4 млн тонн нефтепродуктов (19,7 млн на экспорт и 8,7 млн тонн на внутренний рынок). Как полагают опрошенные «Временем новостей» эксперты, отказ от услуг трейдеров -- продолжение политики Федеральной антимонопольной службы на рынке нефтепродуктов. «Многомиллиардные штрафы не помогли, теперь пытаются перевести всех на биржу и попутно избавиться от посредников при торговле нефтепродуктами», -- предположил аналитик ИК «Финам» Александр Еремин.
В краткосрочной перспективе отказ от услуг трейдеров вместо желаемого снижения цен способен привести, напротив, к их росту. «Этот шаг может способствовать увеличению разрыва цен между субъектами. Трейдеры мобильнее, чем сами ВИНК, они могут оперативнее поставлять нефтепродукты в разные точки. Когда же запрет вступит в силу, в некоторых регионах возникнет серьезный дефицит и начнется рост цен», -- полагает эксперт. После того как «Транснефтепродукт» начнет заключать контракты только с компаниями, чьи НПЗ подключены к его системе трубопроводов, в некоторых областях трейдеры будут вынуждены перейти на перевозку сырья более дорогим железнодорожным транспортом, что неизбежно увеличит цены для конечного потребителя. С коллегой соглашается и аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. По его мнению, в нынешней системе торговли нефтепродуктами посредники являются важным звеном, без которого будут затруднены поставки, что приведет к росту цен. «Трейдеры, как правило, имеют в своем распоряжении необходимые средства для транспортировки нефтепродуктов от трубопровода до АЗС. Если они выпадут из действующей схемы поставок, то сбытовикам придется заключать договоры с логистическими компаниями», -- отметил эксперт. Впрочем, по его словам, этими новыми поставщиками логистических услуг могут оказаться все те же трейдеры. «Их будут представлять как партнеров-транспортников. Но после такого преобразования они начнут брать повышенную плату за свои услуги, отбивая трейдерскую маржу», -- добавил аналитик.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ