Время новостей
     N°55, 02 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2010
Батальон вне закона
Поисковое подразделение Министерства обороны может быть расформировано
Межведомственная комиссия по подсчетам потерь в Великой Отечественной войне обязалась к 1 апреля создать электронный банк данных по погибшим защитникам Родины. В комиссии работают представители Министерства обороны, МВД, «Росстата», «Росархива» и других ведомств. Результаты комиссия направит в правительство и президенту. При этом специальный батальон Министерства обороны, занимающийся поиском безымянных захоронений, до сих пор действует в России фактически вне закона.

Обнародуют итоги работы комиссии позднее, вероятнее всего, ближе к 65-й годовщине Победы. Но уже сегодня ясно, что нынешние результаты подтвердят данные 1966 и 1989 годов по потерям СССР в Великой Отечественной войне. По данным управления Минобороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества, общие людские потери страны оцениваются сейчас в 26 млн 600 тыс. человек, потери вооруженных сил -- в 8 млн 860 тыс. 400 человек. И уже никогда не удастся прояснить судьбу почти полумиллиона военнослужащих, которые утонули, сгорели в танках, погибли при прямом попадании артиллерийских снарядов.

Минобороны на своем сайте создает общедоступную базу данных "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941--1945 годов». К 9 мая в этой базе будут размещены порядка 600 тыс. записей из 30 млн. Окончательная отработка документов будет закончена к 2012 году. Этой базой данных уже активно пользуются. Пока же совершенствуются программное обеспечение, поисковая система.

На государственном уровне США готовы предоставить России данные на 3--3,5 млн советских граждан, попавших в плен в годы второй мировой войны. В США находятся архивы немецких концлагерей, захваченных союзниками. В рамках российско-американской комиссии по военнопленным и интернированным, созданной в июле 2009 года, поступило сообщение о 10 тыс. наших соотечественников, погибших в концлагерях нацистской Германии, с указанием дня и часа их гибели.

В самый разгар подготовки к празднованию 65-летия Победы российское военное ведомство предложило передать функции по увековечению памяти погибших защитников Отечества Министерству регионального развития. Об этом в конце марта сообщил член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-лейтенант Михаил Сорокин. Соответствующее письмо Минобороны уже направило в правительство, а Минрегионразвития дал устное согласие на ведение в полном объеме военно-мемориальной работы.

На заседании оргкомитета "Победа" в Волгограде 25 марта министр обороны Анатолий Сердюков предложил финансировать работу по увековечиванию памяти погибших в той войне за счет федерального бюджета. По его мнению, необходимо поручить Минрегиону и МИДу продолжить работу в рамках Федеральной целевой программы по сохранению и реконструкции мемориальных объектов. "Мы готовы передать наработанные материалы в части, касающейся Министерства обороны", -- сказал г-н Сердюков.

Наблюдатели сразу отметили, что военное ведомство, занятое реформированием, видимо, пытается освободиться от обременительных обязанностей по уходу за воинскими захоронениями, которых в стране десятки тысяч. Однако для этого необходимо изменить законодательство. Есть соответствующий указ президента от января 2006 года. Словно вспомнив об этом, Минобороны дало задний ход.

"Информация о намерении Минобороны сложить с себя полномочия по увековечиванию памяти погибших и передать их Минрегиону является досадным недоразумением, -- уже на следующий день после мероприятия в Волгограде заявил начальник управления оборонного ведомства по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр Кирилин. -- Эта задача поставлена президентом и может быть снята только его указом". По словам г-на Кирилина, Минрегион не имеет возможностей решить подобные задачи: на территории России зарегистрировано 27 774 воинских захоронений, еще 22 тыс. -- за рубежом.

Пока действует межправительственное соглашение по военно-мемориальной работе с 12 государствами. За захоронениями за рубежом ухаживают представители этих стран, а обустройство ведет Россия. Только Германия и Италия ухаживают и обустраивают советские захоронения на свои средства. Что касается предложения Анатолия Сердюкова, то, оказывается, военное ведомство обратилось в оргкомитет "Победа" лишь с предложением передать Минрегиону функции проведения конкурсов по уходу за воинскими захоронениями. За рубежом эта работа, по мнению Минобороны, должна выполняться МИД России. На Минобороны же возложена функция координатора действий. «Об этом мы и сказали в Совете Федерации, но некоторые нас неправильно поняли", -- пояснил Александр Кирилин.

Специалисты Минобороны России по учету и сохранности воинских захоронений работают в Китае, Венгрии, Румынии, Чехии и Польше, вот-вот откроется представительство в Германии. Военное ведомство планирует открыть еще шесть представительств -- в Турции, Эстонии. Литве, Сербии и Болгарии, возможно, в Великобритании.

1 апреля исполнилось три года единственному в России 90-му отдельному специальному батальону Ленинградского военного округа для поиска безымянных воинских захоронений. С этим формированием вышла неувязка. Батальон численностью более 500 человек создан в 2007 году по решению министра обороны. Бойцы батальона только за два года нашли и перезахоронили с воинскими почестями 4 тыс. 576 останков погибших в Ленинградской области воинов. На деятельность батальона, содержание личного состава уже израсходовано более 50 млн руб. из военного бюджета. Для их списания необходима правовая основа. По законодательству же поисковая деятельность в России ведется только структурами на общественных началах. Штатный батальон военного ведомства к ним относиться не может.

Счетная палата полагает, что работу батальона надо легитимировать на законодательном уровне -- внести только одну поправку в федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества": прописать, что вместе с общественными организациями поисковой работой и захоронением останков погибших фронтовиков могут заниматься штатные подразделения Министерства обороны. В противном случае придется решать вопрос о расформировании спецбатальона.

Николай ПОРОСКОВ