Время новостей
     N°54, 01 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2010
Контрольное задание
Татьяна Голикова хочет опровергнуть ценовые прогнозы экспертов фармрынка
Российские власти намерены взять под контроль цены на все представленные на рынке лекарственные препараты. Об этой инициативе Министерства здравоохранения и социального развития вчера на президиуме правительства рассказала глава ведомства Татьяна Голикова. По ее словам, участники фармацевтического рынка могут не надеяться компенсировать убытки, возникшие в результате введения единых торговых надбавок на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), за счет повышения цен на все прочие медикаменты. «К сожалению, отдельные эксперты рынка предрекают повышение цен и очень подогревают ситуацию во втором сегменте лекарственного рынка в отношении препаратов, которые не входят в перечень жизненно важных и необходимых. Я обращаюсь ко всем участникам рынка, чтобы такие экспертные оценки так и остались оценками, и не более того», -- сказала г-жа Голикова, дав понять, что власть уже готова к тотальному регулированию рынка лекарств.

Напомним, что правительство обязало всех производителей и импортеров лекарств в срок до 1 апреля зарегистрировать предельные отпускные цены на свою продукцию, входящую в перечень ЖНВЛС. Для российских производителей Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») за основу взяла средневзвешенные заводские цены за второе полугодие 2009-го, для дистрибьюторов, ввозящих импорт, -- цену по таможенным декларациям за тот же период. Сделано это было для защиты одной из наиболее социально значимых категорий товаров от резких колебаний стоимости в дальнейшем. В конце прошлого года и начале этого многие производители (в основном отечественные) были возмущены порядком определения цен -- по их словам, стоимость субстанций в 2010-м году значительно увеличилась в сравнении с предыдущим годом, а это значит, что продавать готовый товар по старым расценкам уже невыгодно. Но чиновники упорно стояли на своем, и в итоге Татьяна Голикова вчера доложила премьер-министру Владимиру Путину, что на 30 марта из более чем 6 тыс. полученных от производителей заявок на регистрацию было согласовано 5526. Отрицательные решения были вынесены по 638 заявкам, по 558 препаратам документы на регистрацию поданы повторно. То есть задача чиновниками Минздравсоцразвития и подведомственных структур выполнена фактически на все 100%: производителей удалось «дожать».

«Производители пошли на компромисс по ценам, во-первых, для того, чтобы распродать уже имеющийся товарный запас, а во-вторых, чтобы выиграть время для обсуждения и корректировки нынешних правил регистрации, -- рассказал «Времени новостей» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. -- Работать себе в убыток, конечно, никто не будет. И если изменений не последует, производители откажутся от невыгодных препаратов». Уже сейчас такие примеры есть. Например, компания ООО «Дальхимфарм» объявила о прекращении производства 14 наименований своей продукции, зарегистрированные цены на которую, по мнению бизнесменов, находятся ниже уровня рентабельности.

И таких препаратов немало, уверена гендиректор ассоциации аптечных сетей Аптечной гильдии Елена Неволина, просто многие производители не готовы вступать в открытый конфликт с властями и пока не делают никаких заявлений. Аптекам же, которые оказались крайними в этой ситуации (с сегодняшнего дня они не имеют права продавать препараты из перечня ЖНВЛС дороже зарегистрированной цены с добавлением определенной надбавки), молчать уже невмоготу. «Наша ассоциация собрала данные у огромного количества аптек, работающих по всей стране, -- рассказала «Времени новостей» г-жа Неволина. -- По предварительным расчетам, убытки сетевых аптек от изъятия препаратов, которые уже были закуплены по ценам выше зарегистрированных, составят от 1 до 6 млн. руб. в зависимости от размера торговой организации».

Стоит отметить, что весь «неликвид», невзирая на хорошее качество, придется просто утилизировать, в лучшем случае -- вернуть дистрибьютору или производителю. Правда, и те, и другие вправе не брать назад свой вполне пригодный к употреблению товар. «Мы брать ничего назад не собираемся, так как изменение законодательства не может считаться форс-мажором», -- ответил Виктор Дмитриев от лица наиболее пострадавших в процессе переоценки отечественных производителей.

Представители аптечных сетей вообще сомневаются в достоверности официальных данных по количеству зарегистрированных цен. «В списках препаратов с зарегистрированной ценой, которые вывешены на сайте «Росздравнадзора», сети не находят многих препаратов из своего ассортимента, -- рассказала Елена Неволина. -- Так, одна зауральская аптечная сеть вчера сообщила нам, что не досчиталась 500 препаратов, другая, из Поволжья, -- 600, а известная московская аптечная сеть не знает про судьбу 1300 наименований». Учитывая, что ассортимент средней аптеки включает около 5000 наименований, процент попавшего в «неликвид» товара оказывается весьма существенным.

Если же государство перейдет к тотальному контролю за ценами на все лекарства, то говорить о фармацевтическом рынке вообще будет некорректно, уверены представители фармсообщества. «У нас такой опыт уже был в Советском Союзе. Если мы его возродим, то с ним непременно вернется и слово «доставать», а не «покупать», -- уверен г-н Дмитриев. «Почему-то всегда говорят, что аптеки у нас на каждом углу, но не думают, что это относится только к Москве и Санкт-Петербургу. Достаточно отъехать совсем недалеко от столиц и окажется, что в довольно крупных городах аптеки можно пересчитать по пальцам. И большинство из них работает с рентабельностью 2%. С введением тотального ценового регулирования в регионах из каждых трех аптек закроются две», -- считает генеральный директор Аптечной гильдии.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств