|
|
N°53, 31 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заход вслепую
Эксперты установили одну из причин аварии Ту-204-100 в аэропорту Домодедово
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вчера огласил предварительные результаты расследования аварии 22 марта в аэропорту Домодедово пассажирского самолета Ту-204-100 авиакомпании «Авиастар-ТУ». Согласно данным расшифровки бортовых самописцев лайнера, одной из причин крушения Ту-204 мог стать отказ в работе вычислительной системы управления полетом (ВСУП), которая вынудила экипаж при посадке самолета перейти с автоматического режима на ручное управление.
Из-за чего лайнер приземлился в лес, эксперты пока не сообщают. Однако согласно их выводам при неработающей системе ВСУП в ручном режиме экипаж не должен был заходить на посадку в тех сложных метеоусловиях, которые тогда были в Домодедово. Над аэродромом в ту ночь была плотная низкая облачность и висел густой туман, и, по мнению специалистов, согласно инструкциям экипаж самолета обязан был проинформировать о неполадках диспетчеров аэропорта и уйти на запасный аэродром. Однако по какой-то причине этого сделано не было.
Пассажирский самолет Ту-204-100 авиакомпании ООО «Авиастар-ТУ», выполнявший рейс из Хургады в Москву без пассажиров, 22 марта в 2.35 в районе аэропорта Домодедово внезапно исчез с экранов радаров и совершил посадку в лесополосу, приблизительно в километре от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта. В результате лайнер прорубил в лесу просеку длиной несколько сот метров. Из находившихся на борту восьми членов экипажа никто не погиб, но пятеро были госпитализированы с различными травмами. Сам лайнер был серьезно поврежден и теперь не подлежит восстановлению -- у него отломилось крыло, и переломился в нескольких местах фюзеляж. В результате аварии из баков самолета вылилось несколько тонн керосина, однако пожара на месте крушения удалось избежать.
По первоначальным данным «Росавиации», несмотря на непростую метеорологическую обстановку и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Возможности аэропорта Домодедово позволяют принимать самолеты в самых сложных условиях, при этом лайнеры «заводятся» на посадку в автоматическом режиме по радиосигналу. Экипаж Ту-204 и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета. Кроме того, пилоты ничего не сообщали об отказах и неисправностях на борту, а также о намерении совершить аварийную посадку и сами приняли решение садиться по фактической погоде. Этот термин обозначает наличие достаточно сложных, но не критических условий в аэропорту, когда экипажам предоставляется право самим с учетом собственного опыта и профессионализма принимать решение, идти ли на посадку или уходить на запасный аэродром.
После ЧП выдвигались самые разные версии, но о том, что на самом деле произошло с лайнером, ничего не могли сказать даже сами члены экипажа, и никакой официальной информации о причинах крушения не сообщалось.
При этом было известно, что всего за день до аварии с этим же бортом произошел неприятный инцидент. В ночь на 21 марта лайнер с туристами отправился из Москвы в Хургаду, и вскоре после взлета экипаж сообщил о задымлении в кабине. Тогда пилоты приняли решение вернуться в Домодедово. Как выяснилось, причиной тревоги тогда стал отказ элемента электрического обогревателя ног экипажа, и через несколько часов Ту-204 все же вылетел в Хургаду, при возвращении из которой и потерпел крушение. Впрочем, сразу после аварии в «Росавиации» категорически отвергли возможную связь между крушением и тем инцидентом.
Кроме того, было известно, что еще несколько лет назад этот же борт совершил аварийную посадку в Омске после того, как на подлете к аэропорту у него закончилось топливо (тогда самолет был перенаправлен из пункта назначения из-за плохих погодных условий). В связи с этим также высказывались версии, что и на этот раз у Ту-204 якобы могло не хватить топлива.
Однако в МАК эти предположения вчера опровергли. «По поступившей от авиационных властей Египта информации, перед вылетом в самолет было заправлено около 16 тонн топлива. С учетом остатка на борту перед вылетом из аэропорта Хургада находилось около 24 тонн топлива. На момент авиационного происшествия в баках самолета оставалось не менее 9 тонн топлива», -- отмечено в сообщении ведомства.
Кроме того, эксперты установили, что, согласно данным расшифровки «черных ящиков», на посадку Ту-204 заходил все же не в штатном режиме, а с неработающей аппаратурой ВСУП. Она позволяет самолетам садиться по системе ИЛС (Instrument Landing System или Курсо-глиссадная система) -- радионавигационной системе, которая «наводит» пилотов на взлетно-посадочную полосу по приборам в условиях ограниченной видимости. То есть попросту пилоты могут не видеть практически до момента приземления ни аэродром, ни сигнальные огни и выдерживают нужные курс и глиссаду (траекторию снижения), чтобы попасть точно на ВПП, по указанию приборов. Использование этой системы в сложных метеоусловиях обязательно, но, как установили эксперты, экипаж сознательно пошел на посадку в ручном режиме.
«Расшифровка записей бортовых параметрического и звукового регистраторов («черных ящиков») показала, что экипаж готовился к посадке в аэропорту Домодедово на ВПП-14 правая по системе ИЛС в директорном (автоматическом) режиме. В процессе снижения на высоте около 4000 метров зафиксирована нештатная работа ВСУП, приведшая к невозможности дальнейшего использования автоматических режимов полета и отображения директорных стрелок. Экипаж определил отказ (в том числе невозможность использования директорных стрелок) и перешел на ручное управление. В дальнейшем экипаж диспетчеру о ситуации на борту не докладывал, изменение системы захода не запрашивал и продолжил заход с использованием имеющегося навигационного оборудования», -- говорится в опубликованном вчера сообщении МАК.
Фактически, по словам специалистов, это означает, что Ту-204 заходил на посадку почти вслепую -- ночью и в тумане. Впрочем, что именно стало причиной «недолета» до ВПП и посадки-падения его в лес, эксперты не уточняют. Предполагается, что это могла быть не только ошибка пилотирования, но и какие-то другие внешние факторы или неисправность еще какого-нибудь оборудования.
Почему экипаж ничего не сообщил о неисправности на борту и принял решение идти на посадку, станет ясно в ходе расследования уголовного дела, которое по факту аварии возбудил СКП. Однако в МАК уже отметили, что в данном случае пилоты приняли неверное решение. «Учитывая неисправность ВСУП, а также сложнейшие метеорологические условия в Домодедово, пилоты в той ситуации обязаны были уйти на запасной аэродром», -- заявил вчера зампредседателя МАК Олег Ермолов. Он подчеркнул, что ошибочное решение летчиков сажать самолет было спровоцировано нештатной ситуацией на борту, и не стоит говорить об их ошибках как основной причине случившегося. «Здесь речь идет о комплексе причин, нельзя одного отделять от другого», -- отметил он.
Анатолий КАРАВАЕВ