|
|
N°53, 31 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крестьянка ХХ века
В Москву привозят знаменитый балет Матса Эка
Год Франции в России порадует балетоманов многими событиями: летом в Москву и в Петербург приедет труппа Жозефа Наджа, осенью Анжелен Прельжокаж выпустит премьеру в Большом. Самыми счастливыми зрителями окажутся, однако, не столичные жители: гастроль балета Парижской оперы запланирована только в Новосибирске. Но и москвичам с петербуржцами достанется труппа легендарная: уже в апреле в Россию приезжает Лионский балет. Театр, специализирующийся на современной хореографии высочайшего класса.
Гастроль пройдет в Московском музыкальном театре 18--20 апреля и в Мариинском театре 22 апреля (в рамках балетного фестиваля «Мариинский», что пройдет с 15 по 25 апреля). К нам привозят «Жизель» в хореографии Матса Эка. Спектакль, сочиненный знаменитым шведским танцреволюционером почти 30 лет назад и поставленный во многих театрах мира, не «редакция», которых так много в классических театрах, где слегка меняется рисунок крестьянского танца, -- и вот уже вам новая версия. От спектакля XIX века осталась лишь музыка Адана да канва сюжета -- небогатая девушка, зашедший в деревню развлечься давно обрученный плейбой, и сумасшествие влюбившейся бедной простолюдинки, обнаружившей, что ее предали. В позапрошлом веке героиня умирала и превращалась в привидение -- у Матса Эка никакой мистики, ее просто отправляют в психушку.
Трагическая история Жизели нам привычна в воздушной, изящной версии Перро--Коралли--Петипа, где несчастье не утомляет взгляд. Матс Эк собрал рваные движения, угловатые па, и если деревенская девочка числится дикаркой, то никакой элегантности от нее и не ждите. Ждите -- фантастическую экспрессию, вздрагивайте от того, как она по-козьи прыгает и в изумлении таращит глаза. И -- сквозь тщательный рисунок Эка -- понимайте вдруг, что в ней так задело лощеного беспечного хмыря и что бесповоротно перевернуло ему жизнь.
Анна ГОРДЕЕВА