Время новостей
     N°54, 01 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2010
Могильщик «звездных войн»
Создателю противокосмической обороны России исполняется 90 лет
6 апреля исполняется 90 лет создателю противокосмической обороны России Анатолию Савину. Его можно назвать, без преувеличения, великим конструктором. Академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и Российской Федерации, научный руководитель концерна ПВО «Алмаз-Антей». Между тем в России найдется немало людей, для кого это имя прозвучит впервые. Широкой публике о нем известно действительно мало. Почти все конструкторские разработки Анатолия Савина до сих пор находятся «под грифом».

В концерне ПВО юбиляра представили как ученого-вооруженца, специалиста в области автоматического регулирования, радиолокации и глобальных сетевых систем, под руководством которого созданы многие сложные оборонные системы и образцы техники. Начинал он в годы Великой Отечественной войны на артиллерийском заводе №92 в Горьком (теперь -- Нижний Новгород) -- головном по производству дивизионной и танковой артиллерии. Попал туда, окончив четыре курса МВТУ имени Баумана. Вскоре после начала работы на 92-м заводе предложил усовершенствование для танковой пушки. И в 22 года был назначен главным конструктором предприятия.

Нарком вооружения, тоже очень молодой тогда, Дмитрий Устинов потребовал увеличить производство пушек в 20 раз -- шла Сталинградская битва. Неимоверными усилиями с задачей справились. С 1942 года у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», самоходная установка «Фердинанд» с более мощной броней -- наши пушки ее не брали. Сразу трем конструкторским бюро поручили срочно создать новую пушку. К тому времени Савин уже был главным конструктором. И к сражению на Курской дуге танки были перевооружены на новую пушку ЗИС-С-53. Первую Сталинскую премию Анатолий Иванович получил в 1946 году, когда ему было 26.

В том же году Савин начал участвовать в атомном проекте -- занимался центрифугами, газодиффузионными машинами для разделения урана. Для этого было создано специальное ОКБ. Савин стал его главным конструктором. Иногда Савина называют подчиненным Лаврентия Берии по знаменитым «атомному» и «ракетному» проектам. Производство обогащенного урана-235 для атомной бомбы наладили за четыре года вместо 20, которые предсказывали американцы. Скоро бюро, как тогда говорили, "перебросили" на проектирование урановых котлов. И впоследствии КБ оставалось поделенным на два -- артиллерийское и атомное. Причем оба возглавлял Савин. В то время он занимался котлом на тяжелой воде.

С 1949 года, когда главной задачей стала защита от американской атомной бомбы, вокруг Москвы начали строить новую систему обороны, которая впоследствии получила название «колец ПВО» вокруг столицы. Требование к «кольцам» -- даже при массированном налете не пропустить к столице ни одного самолета. В основу системы решили заложить управляемые ракеты. Ученые признают: сложность и масштабность проблем в этом проекте соответствовали уровню создания атомного оружия. Дело было совершенно новым и шло туго. Подбирали людей, которые могли легко осваивать новое. Среди вновь привлеченных для достижения результатов специалистов из других областей был и Анатолий Савин. Он работал с Сергеем Берией, Павлом Куксенко, Амо Еляном, Александром Расплетиным, Григорием Кисунько, другими легендарными личностями. В 1949 и 1951 годах Савин был удостоен еще двух Сталинских премий.

Специальное ОКБ, возглавляемое Савиным, сделало первую крылатую ракету, затем первую ракету «воздух--воздух», впоследствии -- все модификации для новых носителей, в том числе и для противоракетной обороны. Но к власти в стране пришел Никита Хрущев и объявил: авиация не нужна, достаточно ракет. Савинскому КБ «с авиационным уклоном» грозило расформирование, и Анатолий Иванович добился разрешения заниматься космической тематикой. Конкретнее -- космической разведкой и противоспутниковой обороной. Результат усилий его и коллег -- способность сбивать спутники, в том числе стационарные, на высотах более 40 тыс. км.

К началу американской программы «звездных войн» (официально -- стратегическая оборонная инициатива) Советский Союз с помощью системы, разработанной Савиным в 1971 году, испытал первый истребитель спутников, который уничтожает мишени в околоземном пространстве. Всего было запущено 172 спутника, уничтожено около десятка объектов. Все пуски были удачными (невольно вспомнишь сегодняшнюю никак не желающую лететь «Булаву»), и только один спутник, «Космос-954», упал, причем на территорию Канады. Это было в 1978 году. Положение осложнялось тем, что на спутнике была энергетическая ядерная установка. Американцев об этом известили, обошлось без международного скандала.

С 1973-го академик Савин (тогда он руководил ЦНИИ «Комета») работал над построением спутниковой системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Ее цель -- засекать пуски вражеских ракет в любую погоду, на фоне любой поверхности, днем и ночью. В инфракрасном диапазоне просматривали всю планету Земля, чтобы обнаружить факел стартующей ракеты. Ракета обнаруживается на начальном, разгонном участке полета, и потому есть время для нанесения ответно-встречного удара. Савин же сконструировал и ввел в строй систему целеуказания из космоса для крылатых ракет. Кроме того, среди работ академика -- система отслеживания подводных лодок в Мировом океане, уникальные системы космической связи в виде радиотелескопа.

Работал Савин и над столь актуальной сегодня противоракетной обороной. А впервые речь о ней зашла еще в конце 50-х годов прошлого века. Сегодня академик Савин говорит, что создать полномасштабную ПРО невозможно. Именно поэтому планы американцев разместить средства противоракетной обороны в Европе считает пустой тратой денег. Главная причина заведомой неудачи любой ПРО, полагает он, в том, что средства нападения всегда опережают средства защиты. К тому же вторые несопоставимо дороже. Сегодня противоракетная оборона трансформируется в воздушно-космическую, задача которой -- противостоять всем средствам воздушного нападения: самолетам, баллистическим и крылатым ракетам, спутниковому оружию. Такую эшелонированную оборону Савин предлагал еще в 1975 году.

В 1972 году он получает Ленинскую премию, в 1976-м -- звание Героя Социалистического Труда, в 1981-м -- Государственную премию СССР. Если бы история России сложилась иначе, страна сегодня, возможно, имела бы мощные околоземные группировки, космическое управление войсками, космическую связь и разведку в режиме онлайн. Система «Зеркало» (она так и осталась в проекте) позволяла иметь космические терминалы для всех командиров, начиная с ротного звена.

Но уже тогда Анатолий Иванович понимал, что эшелонированная система ПРО при своей в конечном счете бесполезности толкает соперничающие стороны к гонке вооружений, то есть к цивилизационному тупику. Сегодня он убежден: самая эффективная оборонная стратегия -- стратегия сдерживания. Суть ее проста: всегда иметь исчерпывающую информацию, чтобы поднять наши межконтинентальные баллистические ракеты до того, как их сможет уничтожить противник в шахтах и на подводных лодках. Сделать все, чтобы мир знал: ответный удар неотвратим.

Соединенные Штаты (это следует из их ядерной доктрины) полагают, что множеством, буквально «тучей» крылатых ракет с ядерными мини-зарядами они теоретически будут способны накрыть российские шахты с межконтинентальными баллистическими ракетами, а небольшими субмаринами-охотниками обезвредят российские стратегические АПЛ.

Как ни странно, в биографии академика Анатолия Савина есть нечто общее с академиком Андреем Сахаровым. Когда началась перестройка, он отчасти пошел в политику -- написал книгу и направил ее в правительство. Доказывал, что в экономике надо применять принципы управления, которые использовались при создании боевой техники. Из правительства ответили, что в стране нет технических возможностей перейти на такую систему управления.

С 2004 года Анатолий Савин работает в концерне ПВО «Алмаз-Антей», где занимается проектами, направленными на решение сложнейшей научно-технической проблемы создания военно-космической обороны страны. Речь, в частности, об организации взаимодействия средств и систем видов и родов войск, способных вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения, создании интегрированной системы управления ВКО и ее основной системообразующей компоненты -- глобального информационного поля. Именно с его помощью возможно сдерживание вооруженных конфликтов любого масштаба -- своевременное обнаружение старта ракет позволит адекватно воздействовать на них огнем.

В рамках научного совета РАН академик Савин руководит работами по диверсификации аэрокосмических глобальных информационных систем -- для мониторинга окружающей среды, исследования природных ресурсов, контроля техногенных аварий и природных катастроф, навигации и связи. Воздушно-космическая оборона с глобальными информационно-управляющими системами фактически будет гражданской системой, выгодными предприятиями, которые в нужный момент могут переключаться на решение военных задач, убежден Анатолий Иванович.

По его словам, информационно-управляющие системы двойного назначения позволят центральной власти страны обрести совершенно новые возможности для управления Россией. И это будет очень «высокоточное» управление, с минимумом затрат и максимальным эффектом. В Кремле и Белом доме перестанут зависеть от «фильтрованной» и приукрашенной информации с мест. В любой момент там будут знать, сколько на самом деле полей засеяно или убрано, каковы настоящие масштабы строительства на отпущенные казенные средства и каковы реальные размеры стихийных бедствий. В такой высокотехнологичной системе власти каждый рубль из бюджета тратится с наибольшей отдачей. У академика Савина готов проект системы оптимального государственного хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов.

...Наиболее искренние и последовательные противники войны получаются из бывших военных, прошедших поле боя. Из ученых-оружейников -- тоже. Савин считает, что развитие наступательных вооружений достигло своего предела с изобретением атомной бомбы. И делать что-то в продолжение смертельно опасно.

Николай ПОРОСКОВ