Время новостей
     N°53, 31 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2010
Крестовый поход против «фронта торможения»
Протодиакон Кураев обвинил Минобрнауки в саботаже введения «Основ православной культуры»
Завтра в более чем тысяче школ девятнадцати российских регионов в экспериментальном порядке начнут преподавать новый предмет -- «Основы религиозных культур и светской этики». «Никакого отношения к «принуждению к вере» данный курс не имеет», -- заверил замминистра образования и науки Исаак Калина, выступая вчера на последней «разъяснительной» пресс-конференции, в которой, помимо представителей Минобрнауки, участвовали священнослужители всех четырех традиционных конфессий, а также гендиректор профильного издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

На изучение «Основ» выделено всего 32 учебных часа. Духовно-нравственное воспитание 10--11-летних детей будет «производиться» два раза в неделю, в последней, четвертой четверти 4-го класса, и в первой четверти 5-го. Посещение этих уроков будет обязательным, но, как пояснил г-н Калина, оценки ученикам ставить не будут, так что знание или незнание основ духовных традиций и светской этики никак не скажется на аттестате о среднем образовании.

Собственно, именно за факультативный характер курса «Основы религиозных культур и светской этики» и выступает сегодня большинство россиян, утверждают социологи фонда «Общественное мнение». Согласно результатам проводившегося на минувшей неделе репрезентативного опроса 2000 граждан в 44 регионах страны, 54% респондентов убеждены, что этот предмет должен преподаваться факультативно. За обязательность «проголосовали» 20% опрошенных. Вообще же, как показало исследование социологов, почти две трети респондентов (63%) положительно относятся к появлению нового школьного предмета. Категорически против введения такого курса выступают 17% опрошенных, при этом, правда, каждый пятый респондент не имеет четкой позиции по этому вопросу.

В Минобрнауки подчеркивают, что после введения «Основ» нагрузка на детей не увеличится -- школьное руководство должно скорректировать свои учебные планы. Представители министерства в очередной раз напомнили, что курс включает в себя шесть вариантов: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы религиозных культур и основы светской этики. И родители четвероклассников имеют право выбирать, какой из этих модулей будет изучать их ребенок.

Судя по отчетам, поступающим из региональных управлений образования, школьники по большей части будут постигать не «Основы православной культуры» или другие «конфессионально ориентированные» дисциплины, а светскую этику и «основы религии вообще». Так, например, в Свердловской области подавляющее большинство -- более 70% школьников -- будут изучать «Основы религиозных культур и светской этики», 23% родителей предпочло, чтобы их чадо учило ОПК, остальные выбрали основы исламской, буддистской и иудейской культур. К слову, в Еврейской автономной области более 50% четвероклассников будут изучать основы православной культуры, на втором месте -- история мировых религий.

Г-н Калина пообещал, что если же папы и мамы или другие законные представители детей посчитают, что право их на выбор было нарушено, они могут обратиться с жалобой «в координационные органы, созданные при губернаторах и вице-губернаторах». Замминистра образования пояснил, что такие органы (в которые входят чиновники Минобрнауки и священнослужители) были созданы в каждом из 19 субъектов федерации, участвующих в эксперименте.

Между тем один из главных разработчиков учебника по ОПК, протодиакон Андрей Кураев, посетивший почти все «экспериментальные» регионы, заявляет о том, что сплошь и рядом родителей либо не спрашивали, либо их голосование в пользу курса светской этики проходило под давлением чиновников от образования. Выступая вчера в Ставрополе, о. Андрей посетовал на то, что подготовка к введению нового предмета была фактически сорвана: уроки должны начаться сразу после завершения весенних каникул, 1 апреля, а учебники до сих пор поступили не во все регионы. Эту ситуацию протодиакон Кураев назвал «идиотской», «фронт торможения существует», подчеркнул о. Андрей, и виной всему, по его мнению, «саботаж Министерства образования». Срыв подготовки не был неизбежным, подчеркнул Андрей Кураев, в конце концов «в эпоху Интернета можно было бы два месяца назад разослать электронные версии учебника». Однако теперь «учитель начнет уроки, не видев в глаза учебника», убежден автор пособия по ОПК.

Заметим, что вышестоящий иерарх церкви, отвечающий за просвещение, -- глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий на вчерашней пресс-конференции никаких претензий к Минобрнауки не предъявлял и ограничился общими благопожеланиями -- он призвал педагогов и священнослужителей «руководствоваться не только своими собственническими интересами, но и благами своего Отечества». Зампредседателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, со своей стороны, похвалил разработчиков курса «Основ» за то, что они «смогли за короткие сроки выполнить то, что должно было длиться годами».

Протодиакон Кураев, напротив, считает, что такая оперативность при разработке предмета, призванного дать представление о религиозных традициях России скорее минус, чем плюс. Выступая на презентации учебника ОПК, о. Андрей констатировал, что «начинаемый эксперимент нарушает все мыслимые и немыслимые правила педагогики: спешка, неподготовленность, непродуманность». «Есть риск, что учителя пойдут в классы вообще без учебников, и почти точно учителя не успеют изучить учебники и осмыслить их как наедине, так и вместе с методистами», -- опасается Кураев.

Впрочем, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков вчера пообещал, что экспериментальные учебники, подготовленные ударными темпами, будут дорабатываться. В следующем году должно выйти их второе, исправленное и дополненное издание. Хотя, полагает г-н Кондаков, уже и сейчас пособия «достаточно выверены и в научном, и в психолого-педагогическом плане».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки