Время новостей
     N°51, 29 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2010
«У нас вмиг появятся сотни узников совести»
ГУВД Москвы добивается права задерживать митингующих несогласных на двое суток
Столичная милиция предлагает Мосгордуме подумать над ужесточением наказания для участников несанкционированных митингов. В преддверии очередной акции протеста несистемной оппозиции, намеченной на 31 марта на Триумфальной площади, стало известно о намерениях ГУВД добиваться увеличения сроков задержания демонстрантов до 48 часов и более активно использовать в качестве наказания для организаторов несанкционированных мероприятий административный арест на срок до 15 суток. Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, уже сегодня в столичном парламенте начнется обсуждение этих предложений, поступивших от главы ГУВД Москвы Владимира Колокольцева. Как утверждает г-н Семенников, пока это не более чем «просьба» -- сама милиция права законодательной инициативы не имеет, а депутатам еще предстоит разобраться в целесообразности внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Однако правозащитники даже сам факт обращения г-на Колокольцева в столичный парламент расценили как попытку запугать оппозицию.

В частности, столичные правоохранители предлагают Мосгордуме инициировать поправки в ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организаций либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В ГУВД Москвы утверждают, что право задерживать участников несанкционированных акций на срок до двух суток позволит органам правопорядка квалифицированно готовить материалы и своевременно направлять их в суды, где будет решаться вопрос о мере наказания.

«Необходимо учитывать, что большинство массовых мероприятий проводится в вечернее время или в выходные дни, то есть в нерабочее для уполномоченных судебных органов время, что не позволяет сразу привлечь к ответственности правонарушителей. Как показывает практика, основное количество правонарушителей -- иногородние (60%) и подавляющее большинство в судебные органы не является», -- цитируют информагентства письмо г-на Колокольцева в адрес председателя Мосгордумы Владимира Платонова. Более подробно комментировать столь острую необходимость длительного содержания под стражей участников акций протеста в ГУВД Москвы вчера отказались -- впрочем, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» представители управления не опровергали сам факт обращения главного столичного милиционера в Мосгордуму.

Это письмо, впрочем, может быть своего рода ответом руководства ГУВД на критику председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, которая недавно весьма нелицеприятно высказалась в адрес силовиков. По ее словам, районные ОВД некачественно готовят материалы административных дел, задерживают участников публичных мероприятий без разбора, в результате чего в милицию попадают и просто прохожие. Кроме того, г-жа Егорова утверждает, что из-за несогласованности действий сотрудников милиции фактически установить степень вины задержанных не представляется возможным. «Милиция, видимо, чтобы отчитаться перед начальством, нахватает 500 материалов, направит в суды, а потом суды возвращают их обратно, где ими никто не занимается», -- цитирует председателя Мосгорсуда Интерфакс. Именно недостаточно квалифицированные действия сотрудников милиции как при задержании, так и при составлении протоколов являются причиной серьезной загруженности мировых судей административными делами по привлечению к ответственности участников и организаторов несанкционированных публичных мероприятий, считает г-жа Егорова. По данным городской прокуратуры, только в 2009 году в Москве прошло 8,5 тыс. общественно-публичных акций, 162 из которых не были согласованы властями. В ходе несанкционированных митингов было задержано 1796 человек и в отношении 1296 были составлены протоколы. В прокуратуре также сетуют, что значительная часть административных материалов, направляемых на рассмотрение мировых судей, например, Тверского или Китайгородского района, возвращается в ОВД из-за неполноты информации.

Судя по словам г-на Семенникова, он не видит в инициативе ГУВД серьезного политического подтекста. Депутат в беседе с корреспондентом «Времени новостей» также ссылался на замечания судебных органов к работе милиции. И, видимо, полагает, что предложение главы ГУВД -- это не более чем попытка наладить работу правоохранительной системы. «Нам предстоит разобраться, где здесь пробелы в правовом регулировании, а где неудовлетворительная работа самой милиции», -- заявил г-н Семенников. По его словам, «законодательный механизм» будет запущен, только если милиции удастся убедить депутатов в такой необходимости. «Лично я за то, чтобы наказание было менее жестким, но было неотвратимым», -- не стал вдаваться в детали г-н Семенников.

Правозащитники же склонны видеть в инициативе Владимира Колокольцева «намерение московских властей с подачи сверху сделать Россию настоящим милицейским государством». Как заявил «Времени новостей» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, противостояние граждан, которые по Конституции имеют право на выражение коллективного мнения, и власти, которая пытается это право ограничить, от подобного «закручивания гаек» только обострится. Г-н Пономарев напомнил, что за последнее время ни одна мирная по своей сути акция оппозиции не была согласована. А возможность публично пользоваться той или иной городской площадкой распределяется между общественными организациями и движениями крайне неравномерно, поскольку чиновники отдают предпочтение прокремлевским структурам. «Это искусственное воспрепятствование еще больше увеличит протестные настроения людей. У нас вмиг появятся сотни узников совести», -- предупреждает г-н Пономарев о том, как на действия московской милиции отреагируют защитники прав человека не только в России, но и за рубежом.

Как рассказал Лев Пономарев, ссылаясь на собственный опыт общения с московской милицией, правоохранители вынуждены составлять, по сути, фиктивные протоколы, поскольку задерживают участников несанкционированных акций только для того, чтобы сорвать мероприятие. По его словам, обычно через два-три часа после задержания пикетчиков, как правило, отпускают. Понятно, что постоянно так продолжаться не может, но остается вопрос, почему власти вместо признания за гражданами права на свободу собраний выбирают ужесточение наказаний для несогласных.

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Митинги