|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джентльменское понимание
Черногория Коштуницу не признает, но и мешать не будет
Братская Подгорица остается одной из немногих, если не единственной столицей, официально не признающей Воислава Коштуницу президентом Югославии. Его в Черногории именуют «так называемым президентом так называемой Югославии». Местные горячие сторонники независимости убеждены: новая власть в Белграде ничем не отличается от старой и нам с ней тоже не по пути. Неожиданный успех блока Демократической оппозиции Сербии (ДОС) поставил перед черногорским президентом Мило Джукановичем непростые задачи: как сохранить власть в собственной республике, не потеряв расположения западных доноров, как продолжать политику медленного дрейфа к независимости, если общественные настроения, очевидно, меняются в пользу расширения сотрудничества с Белградом?
Накануне состоявшейся во вторник первой официальной поездки Коштуницы в Черногорию Подгорицу посетил один из старших чиновников блока ДОС Зоран Джинджич. Он заявил, что ждет от Джукановича «джентльменской позиции и терпения» -- новым силам в Белграде нужно время для того, чтобы закрепить политический успех. В свое время Джинджич помогал самому Джукановичу прийти к власти, отправив в Черногорию для организации предвыборной кампании опального тогда Мило свою, как считается, лучшую в стране команду специалистов по политическим технологиям. Теперь Джинджич рассчитывал на «ответное понимание» Подгорицы еще и потому, что в окружении Джукановича не все думают так, как думает сам вождь. Известно, например, о разногласиях между президентом и спикером парламента Светозаром Маровичем, который занимает более лояльную позицию в отношении новой белградской власти. В итоге Воислав Коштуница, отправляясь в Подгорицу, имел основание рассчитывать: если Джуканович и откажется ему помогать, то хотя бы не будет сильно мешать.
Так и случилось. Джуканович подтвердил, что его Демократическая партия социалистов с союзниками отказывается принимать участие в формировании нового правительства Югославии. В этих условиях единственным возможным коалиционным партнером блока ДОС в парламенте федерации оказывается непримиримый внутриполитический противник черногорской власти -- Народная социалистическая партия (НСП), которой Коштуница уже предложил пост премьера. Согласно югославской конституции, при президенте-сербе правительство должен возглавлять представитель Черногории. Альтернативой такому договору являются только новые досрочные выборы в федеральный парламент.
Любые контакты ДОС с «розовой НСП», остающейся в союзе с милошевической социалистической партией, в черногорской печати вызывают ярость. Однако позиция Коштуницы по вопросу о будущем федерации весьма умерена: он говорит о сохранении в общем ведении лишь трех функций -- внешней политики, обороны, финансовой системы. И в Сербии, и в Черногории можно провести референдум о том, что название Югославии потеряло всякий смысл. Для осмысления этих идей и выработки новой тактики Джукановичу тоже нужно время, поэтому президенты и договорились: решительные переговоры на тему «быть или не быть вместе» пройдут после парламентских выборов в Сербии, назначенных на 23 декабря. Государство под названием Югославия, таким образом, наверняка дотянет до третьего тысячелетия.
Андрей СТАХОВ, Белград