|
|
N°51, 29 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружеские акции
Американские прокуроры обвинили троих россиян
Трое российских граждан вовлечены в США в скандал вокруг незаконного использования служебной инсайдерской информации. Об аресте 36-летнего москвича Игоря Потеробы, исполнительного директора американского подразделения швейцарского банка «Ю-Би-Эс АГ», стало известно 25 марта. На следующий день он признал свое участие в сделках, базировавшихся на конфиденциальной банковской информации. Суд Южного округа Нью-Йорка пока оставил его на свободе под залог в 5 млн долл., внесенный в виде денежных накоплений, автомобиля и дома в Дариене, штат Коннектикут.
За день до Потеробы перед судьей Джеральдин Соут Броун в Чикаго предстал его ровесник и предполагаемый сообщник -- уроженец Кемерово Алексей Коваль. Он работал сначала в «Сити Групп Ассет Менеджмент», а затем в «Вестерн Ассет Менеджмент» и проживал попеременно в Чикаго и Пасадине, штат Калифорния. Последним местом его работы в документах суда значится Норзерн Траст Банк. Судья постановила переправить подозреваемого в Нью-Йорк. Потероба и Коваль имеют карточки постоянного жителя США. Третий обвиняемый в документах федеральной Комиссии по ценным бумагам и рынкам обозначен как 34-летний Александр Воробьев. Он предположительно находится сейчас в России, а его последним местом жительства был канадский город Торонто. Все трое знают друг друга с 1990-х годов по совместной учебе в Университете Нью-Хэйвена в Коннектикуте.
Представитель правоохранительного департамента Комиссии по ценным бумагам и рынкам Антония Чион заявила прессе, что тройка заработала около миллиона долларов на незаконных операциях, относивших по меньшей мере к 11 корпоративным слияниям и поглощениям, главным образом в сфере фармацевтики. «Профессионалы рынка ценных бумаг не могут использовать свое положение и оказываемое им доверие для незаконного обогащения своих друзей и себя», -- заявила Чион. Начальники Потеробы в Цюрихе заявили, что они в курсе обвинений и сотрудничают с властями, а самого подозреваемого отправили в отпуск без содержания.
Согласно обвинительному заключению в июле 2005 года Потероба заранее дал понять своему приятелю Ковалю, что компания «Гилфорд Фармасьютикалз» скоро будет поглощена корпорацией «Эм-Джи-Ай Фарма», и перевел на его брокерский счет 5 тыс. долл. на покупку акций «Гилфорд». Их общение по электронной почте было замаскировано под обсуждение «бонусных милей для часто летающих пассажиров». Потероба написал: «Держи меня в курсе, сколько бонусных милей ты получил до сих пор и сколько планируешь иметь к пятнице». Коваль откликнулся: «Как я упоминал, я только что подписался на эту программу и получил пять тысяч миль бонуса. Но я думаю, что если я буду летать чаще, то, может быть, получу дополнительные три-пять тысяч». Потероба ответил «Я думаю, что, конечно, надо подписаться на еще один полет, если можешь, так как они начисляют бонусные мили быстро».
Прокуроры отметили, что после получения первого письма Коваль со своего бездействовавшего полгода счета купил 2100 акций «Гилфорд» на сумму 4983 долл. Несколькими днями позже уже г-н Коваль перевел на счет г-на Воробьева 4800 долл., который в свою очередь приобрел дополнительные 2030 акций «Гилфорд» на 4780 долл. По мнению обвинения, эти транзакции совпадают с содержанием зашифрованных посланий электронной почты.
21 июля 2005 года «Гилфорд» публично объявила о слиянии с «Эм-Джи-Ай Фарма», и цена ее акций подскочила на 41%. В тот же день Коваль и Воробьев продали подорожавшие акции и перевели деньги на брокерский счет жены Воробьева Татьяны. В последующих операциях содержанием зашифрованных посланий стали покупки свадебных подарков в магазине «Мэйсис» и даже обсуждение урожайности картошки.
Эта переписка привела в негодование директора правоохранительного департамента Комиссии по ценным бумагам и рынкам Роберта Кузами: «Они думали, что это очень умно -- использовать кодовые слова вроде «бонусные мили» или «покупка свадебных подарков» для маскировки своих инсайдерских махинаций. Однако эти слова были кодом лишь для выражения «мы нарушаем закон»». Помимо «Гилфорд Фармасьютикалз» и «Эм-Джи-Ай Фарма», мошенники проявили интерес к акциям «Молекулар Дивайсез Групп», «Фарманет Девелопмент Групп», «Виа Селл», «Миллениум Фармасьютикалз и других компаний. Последние махинации тройки датируются 2009 годом.
Потеробе и Ковалю предъявлены обвинения по трем пунктам мошенничества с ценными бумагами и по одному пункту попытки совершения мошенничества. По первому ассортименту обвинений максимальным наказанием может быть до 20 лет тюрьмы и 5 млн долл. штрафа, по второму -- до пяти лет тюрьмы и до 250 тыс. долл. штрафа. В связи с финансовым кризисом и общим ростом преступности среди «белых воротничков» министерство юстиции США объявило жесткую войну инсайду.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон