Время новостей
     N°51, 29 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2010
Носители разоружения
Президенты России и США уравняли боезаряды
На следующей неделе в Праге будет подписан новый российско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Предыдущий документ на эту тему был подписан 31 июля 1991 года, когда еще существовал Советский Союз. Срок действия того договора истек 5 декабря 2009 года. С того времени Россия и США стремились поскорее согласовать детали нового документа.

Подписание нового договора намечено на 8 апреля. Это произойдет в столице Чехии, где год назад президент США Барак Обама призвал человечество к «безъядерному миру». Лидеры России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама договорились о дате и месте подписания нового договора о СНВ по телефону 26 марта.

Как сообщила пресс-служба Кремля, «удалось решить главную задачу -- на паритетной основе с соблюдением принципа равной и неделимой безопасности стороны договорились о реальных сокращениях СНВ». Кроме того, «президенты согласились, что новый договор знаменует переход взаимодействия России и США на более высокий уровень в развитии новых стратегических отношений». Двух президентов поздравил генсек ООН Пан Ги Мун, назвавший предстоящее подписание договора «важнейшей вехой на пути к миру, свободному от ядерного оружия».

Официальное название документа -- «Договор между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». Переговоры о его параметрах начались в середине 2009 года после встречи президентов двух стран в Лондоне в апреле и визита Барака Обамы в Москву в июле.

Новый документ фиксирует предельные уровни для ядерных сил обоих государств. Москва и Вашингтон будут иметь на вооружении не более 1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон -- примерно на треть меньше прежних ограничений. Отдельные пороговые значения прописаны для носителей. У России и США останется не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков. На сегодняшний день этот показатель составляет 1600 единиц. Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, механизм контроля за выполнением соглашения «будет абсолютно паритетным, станет более простым, менее затратным по сравнению со старым договором, при этом обеспечивая проверяемость и транспарентность процессов сокращения СНВ». Именно затянувшиеся дискуссии вокруг принципов верификации во многом не позволили двум странам согласовать текст документа к декабрю 2009 года до истечения срока действия предыдущего договора.

Предполагается, что новый договор будет внесен на ратификацию в Совет Федерации и Госдуму сразу же после подписания. В Вашингтоне этот вопрос будет обсуждаться 19--21 апреля в сенате США, куда прибудет делегация российских парламентариев. Однако вступление в силу нового договора о СНВ не решает всех проблем мировой безопасности, признал Сергей Лавров: «Помимо ядерного оружия разрабатываются новейшие системы неядерных вооружений, которые имеют не меньшую опасность с точки зрения поддержания стратегической стабильности».

«Американцы интенсивно развивают возможности доставки высокоточных обычных зарядов», -- подтвердил «Времени новостей» заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев. «Наверняка в договоре будут предусмотрены вопросы контроля того, с какой головной частью ракета несет дежурство. Такие способы дистанционного контроля есть. И это очень важно, учитывая, что США будут переоснащать ядерные заряды на своих ракетах на неядерные. Это вписывается в американскую концепцию глобального удара, где сформулирована задача поражения удаленных целей в кратчайший промежуток времени», -- свидетельствует эксперт.

Сергей Лавров назвал важнейшей частью договора зафиксированное положение о «взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений». На их увязке Москва настаивала на протяжении всего хода переговоров, ведь нынешний договор разрабатывали уже после того, как США в 2002 году вышли из Договора о противоракетной обороне (ПРО). В середине марта перед отлетом в Москву госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что «необходимо рассматривать каждый вопрос по отдельности». И все же в итоговый документ вошла устраивающая Россию формулировка. «Стратегические наступательные вооружения будут сокращаться в той степени, в которой каждая из сторон будет обеспечивать свою безопасность, и учитывая при этом наличие стратегических оборонительных систем, способных нейтрализовать стратегические наступательные вооружения. Эта взаимосвязь юридически закреплена», -- подтвердил министр Лавров.

Эксперт «ВН» сомневается, что в новом договоре имеются положения, ограничивающие развитие систем американской ПРО. Однако, по мнению Павла Золотарева, позитивным является сам факт того, «что оборонительные и наступательные вооружения взаимосвязаны, и это нашло свое отражение». Кроме того, наш собеседник считает, что зафиксированный в договоре порог в 1550 ядерных боезарядов -- это «тот уровень, который позволяет спокойно относиться к дальнейшим перспективам развития систем американской ПРО. В будущем могут быть найдены компромиссы при дальнейшем сокращении стратегических вооружений: либо по ограничению возможностей американской системы ПРО, либо по совместному построению и управлению элементами ПРО вне национальной территории, в том числе в Западной Европе».

Борис КАЙМАКОВ, Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Россия и США