Время новостей
     N°125, 16 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2002
Черные опровергают статистику
В Дортмунде за победу бьются невзирая на цвет фигур
Итоги элитных турниров часто непредсказуемы. В предыдущем обзоре мы отмечали, что шансы на выход в полуфинал сохраняет даже аутсайдер Александр Морозевич, если сумеет выиграть у лидера черными. И такое едва не произошло. Евгений Бареев избрал дебют покрепче -- на ничью, хотя в шахматах давно известно, что при такой стратегии есть риск проиграть. Лидер постепенно попал в худшую позицию но, словно опомнившись, бросился в спасительную контратаку и в итоге остался без трех пешек. Холодный прагматик приступил бы к их реализации, но художники устроены иначе. Морозевич пытался сплести матовую сеть, но в конце концов запутался и проиграл. Настоящая драма, если вспомнить упущенную победу молодого россиянина и в предыдущей партии. В итоге в группе «Б» первое место с четырьмя очками у Бареева, а на втором оказался Леко, тонко переигравший Адамса. У венгра на пол-очка меньше.

Центральной партией группы «А» была встреча Широв -- Гельфанд. Испанский гроссмейстер, которого устраивала ничья, не собирался отсиживаться в обороне и атаковал в центре, учитывая при этом, что его противника не устраивают размены. Уклоняясь от упрощений, Гельфанд попал под полный зажим и проиграл. В итоге Алексей Широв, набрав четыре очка, догнал Веселина Топалова (как и ожидалось, лидер ограничился ничьей с Лутцем). Тай-брейк между ними за первое место выглядел как парадокс: гроссмейстеры решили свою спортивную задачу -- вышли в полуфинал. Но иного способа выявить противников для Бареева и Леко регламентом не было предусмотрено. Выиграл Широв (1,5--0,5) и получил в соперники Леко, в чем, наверное, впоследствии немало раскаивался.

Согласно статистике, среди шахматистов высшего уровня вероятность успеха в игре белыми оценивается примерно в соотношении 60:40. Но с ролью обреченных были явно не согласны, игравшие черными в первых двух турах полуфиналов. На 1.e2-e4 Широва Леко избрал острейший челябинский вариант в сицилианской защите и явно преуспел в атаке ферзевого фланга белых. Рисунок партии можно оценить как триумф чернопольной стратегии черных, методично усиливавших свою позицию. И после того, как попытка Широва создать контригру зашла в тупик (как и искупительные жертвы с надеждой на вечный шах), ему пришлось сложить оружие.

Агрессивно был настроен черными и Топалов, предложивший последнему в турнире россиянину Евгению Барееву острую систему Модерн-Бенони, в которой белые не могут спокойно наращивать позиционный пресс. И хотя пешечный фланговый удар болгарина выглядел на грани фола, так как безнадежно ослаблял в собственном тылу поле e6, но именно он потряс российского гроссмейстера. Бареев отреагировал как-то вяло, инициатива перешла к черным, и вскоре выяснилось, что у белых слабы все пешки. Топалов эффектно пожертвовал качеством, прихватил взамен четыре пешки и повел в счете.

Получив подарок черными, во второй партии Топалов решил сменить тактику. Он не пытался опровергнуть фирменную защиту Кар-Канн Бареева, а лишь старался избежать малейшего риска, и не возражал против размена легких фигур. Однако с их исчезновением центральные пешки белых оказались в подвешенном состоянии, что Бареев не замедлил подчеркнуть фланговым ударом пешки b7-b5. А когда белые ради поддержки центральных пешек решились ослабить прикрытие короля, последовал новый пешечный удар на противоположном фланге и их король попал под атаку. В тяжелой позиции Топалов «зевнул» ладью, и счет в полуфинальной серии из четырех партий сравнялся.

Единственным, кому не удалось поддержать «черную» традицию, оказался Широв. В сицилианской защите он попытался осложнить борьбу жертвой пешки на d5. Пешку-то он вскоре отыграл, но ценой размена ферзей и переходом в несколько худший эндшпиль, где пределом мечтаний для него была ничья. Она и была зафиксирована на 29-м ходу. Леко ведет 1,5--0,5.

Олег СТЕЦКО