|
|
N°51, 29 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Образец для подражания
Дженсон Баттон выиграл Гран-при Австралии
Второй год подряд гонку на автодроме Альберт-парк в Мельбурне выигрывает англичанин Дженсон Баттон. На этот раз за рулем «Макларена». Вторым призером австралийского этапа неожиданно стал поляк Роберт Кубица из «Рено». Третье место досталось пилоту «Феррари» Фелипе Массе.
Гран-при Австралии -- этап образцово-показательный. В том смысле, что всегда очень четко расставляет приоритеты и определяет тенденции всего дальнейшего чемпионата. Победа в Мельбурне для гонщиков зачастую открывала прямую дорогу к чемпионскому титулу. За 14 лет эта традиция нарушалась лишь четырежды. При этом говорить о какой-то предсказуемости результатов австралийской гонки ни в коем случае нельзя: победителями иногда становились пилоты, в которых перед стартом верили разве что самые горячие их поклонники. Тот же Баттон в прошлом году никак не входил в число фаворитов. И на этот раз шансы чемпиона мира повторить прошлогодний успех если и расценивались выше, то несильно. Во всяком случае, из восьмерки пилотов, представляющих топ-команды, англичанин котировался ниже всех.
Да и вообще после очередной блестящей квалификации, выигранной Себастьяном Феттелем, в стане соперников «Ред Булл» началось нечто похожее на легкую панику. Преимущество в скорости, продемонстрированное немецким пилотом и его напарником Марком Уэббером, оказалось настолько великим, что Льюис Хэмилтон назвал его «удивительным». «Только в «Феррари» подобрались ближе всего к команде Дитера Матешица, но и они уступают по полсекунды на круге австрийцам», -- прокомментировал ситуацию в чемпионате гонщик «Макларена». Хэмилтон в Мельбурне тоже смог удивить. Удивлять он начал еще до старта гонки, когда на одной из городских улиц на своем «Мерседесе» принялся, дымя покрышками, нарезать «пончики», что обычно проделывают на трассе победители гонок после финиша. Возможно, он отрабатывал этот элемент на будущее, но местная ГАИ не оценила порыв чемпиона мира 2008 года и конфисковала «орудие преступления», обязав самого нарушителя явиться для разбирательства в полицию.
Возможно, этот проступок гонщика отвлек руководство «Макларена» от более внимательного изучения конструкции шасси «Ред Булл». По мнению директора английской конюшни Мартина Уитмарша, австрийцы используют нелегальную систему контроля клиренса, что позволяет их болидам при потере веса из-за расхода топлива по ходу гонки сохранять постоянным дорожный просвет и не терять прижимную силу. Если бы подобное устройство действительно существовало и не соответствовало правилам, то представители «Макларена» могли подать протест в ФИА, но почему-то не сделали этого, ограничившись предупреждением, что инженеры команды уже работают над аналогичной системой.
Хэмилтон удивил и в квалификации, не сумев пробиться в ее заключительную часть, показав лишь 11-е время. Неудачной получилась квалификация и для Виталия Петрова, который опустился на одну позицию ниже по сравнению с результатом, показанным в Бахрейне. Как ни странно, эти пилоты могли стать героями Гран-при Австралии. Петрову снова, как и двумя неделями ранее, удался отличный стартовый прорыв. В дождь, на практически новой для себя трассе Виталий, искусно маневрируя среди более опытных пилотов, добрался до зачетной десятки, сумев оставить позади не только новичков вроде Альгерсуари и Хюлкенберга, опередивших его в классификации, но и угодивших в завал Алонсо и Шумахера. Многократные чемпионы с разными последствиями, но сумели остаться на трассе, а результатом стартовой коллизии стал сход трех пилотов и появление машины безопасности.
Когда асфальт окончательно очистили от обломков, дождь, начавшийся за несколько минут до старта, пошел на убыль и совсем прекратился, как только пейс-кар отправился на стоянку. После пертурбаций на старте пилоты разбились на своеобразные пары по интересам. Так, в головной группе Уэббер пытался вернуться на вторую позицию, где уже обосновался Масса. Хотя «Феррари» бразильца заметно уступала в скорости машине Марка, несколько попыток австралийца быстро вернуть утраченное едва не завершились для него крупными неприятностями. За борьбой этих двух гонщиков с некоторого расстояния наблюдали Кубица и Нико Росберг, решавшие собственные задачи, а за ними разгорались нешуточные страсти в сражении между напарниками по «Макларену» Баттоном и Хэмилтоном, где на кону стояло нечто большее, чем просто места и очки. Да и на дне, откуда пытался выбраться Алонсо с Шуми на хвосте, тоже было неспокойно.
Прогноз погоды обещал скорое возвращение осадков, поэтому никто не спешил менять покрышки с протектором для мокрого асфальта на «сухую» резину. И когда первым в боксы отправился Баттон, казалось, что чемпион допустил ошибку. Вернувшись на непросохшую еще трассу, англичанин несколько раз оказался на грани от вылета, и все-таки риск оправдал себя. Через два круга, когда в остальных командах наконец решились также «переобуться» в сухое, седьмое место Баттона уже превратилось во второе. И только Феттелю удалось остаться в лидерах.
К несчастью, улучшение погоды не пошло на пользу Петрову. Наш гонщик на протяжении всего уикенда жаловался на проблемы с торможением, и в конце концов тормоза подвели его. Россиянин на десятом круге потерял управление и застрял в гравийной ловушке. Слабым утешением всем нам может служить тот факт, что коварные тормоза сыграли злую шутку и с Феттелем -- развалившийся диск отправил машину лидера в гравий. Молодому немцу вновь не повезло в Мельбурне: за три сезона в «Формуле-1» на Зеленом континенте он ни разу не добрался до финиша.
Если в Бахрейне все страдали от недостатка обгонов, то после Австралии впору жаловаться на их избыток. По крайней мере уместить описание всех важных, а тем более красивых моментов в одном отчете не представляется возможным. Хотя Баттон и вышел в лидеры, его машина была далеко не самой быстрой на этот момент: сзади накатывали неудержимые Уэббер и Хэмилтон, чье противоборство стало украшением второй половины гонки. Сначала они ограничились репетицией, которая закончилась прогулкой Уэббера в гравий и экстренным торможением Хэмилтона, в результате чего обоих обогнал Масса. Но на последнем круге Уэббер уже не стал сдерживать своего «быка» и хорошо поддал «Макларену» Льюиса. Жизнь сама наказала несдержанного гонщика: Марк потерял намного больше своего оппонента, финишировав лишь на девятом месте. Хэмилтон же закончил гонку шестым, не сумев повторить подвиг Дэвида Култхарда, которому удалось в 2003 году выиграть Гран-при Австралии за рулем «Макларена», стартовав, как и Хэмилтон, с 11-го места.
Победа Баттона в Австралии стала для него первой с июня прошлого года. Четвертое место Фернандо Алонсо позволило ему сохранить лидерство в личном зачете. Но настоящим героем должен себя чувствовать Роберт Кубица. Нынешнее «Рено» вряд ли можно назвать машиной мечты, но поляку удалось почти невозможное: отбиться от преследования «Феррари» и сохранить второе место. Напомню, что в прошлом году выступавший за французскую команду двукратный чемпион мира Алонсо только однажды поднимался на подиум. Так что у Петрова есть хороший образец для подражания.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Австралии. 1. Баттон («Макларен») -- 1 час 33 мин. 36,5 сек. 2. Кубица («Рено») -- отставание 12,0 сек. 3. Масса («Феррари») -- 14,4. 4. Алонсо («Феррари») -- 16,3. 5. Росберг («Мерседес») -- 16,6. 6. Хэмилтон («Макларен») -- 29,8. 7. Льюцци («Форс Индия») -- 59,8. 8. Баррикелло («Уильямс») -- 1.00,5. 9. Уэббер («Ред Булл») -- 1.07,3. 10. Шумахер («Мерседес») -- 1.09,3. Чемпионат пилотов. Алонсо -- 37 очков, Масса -- 33, Баттон -- 31, Хэмилтон -- 23, Росберг -- 20. Кубок конструкторов. «Феррари» -- 70, «Макларен» -- 54, «Мерседес» -- 29, «Рено», «Ред Булл» -- 18.
Дмитрий СИТНИК