|
|
N°51, 29 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдачи не надо
Попытки описывать все проблемы России в категориях заговора внешних врагов, ставшие политической модой последнего десятилетия, совершенно бессмысленно распространять на спорт -- сферу, где результаты куда более однозначны, чем в политике или экономике.
Россия должна избавиться от "славы" допинговой державы; но при этом нельзя забывать, что скандалы с допингом нередко становятся средством конкурентной борьбы, и потому нельзя всегда "подставлять вторую щеку", полагает президент страны Дмитрий Медведев на заседании совета по спорту в Сочи. "Действительно, нам нужно сломать тот имидж, который, к сожалению, в какой-то период (на самом деле в 2000-е годы. -- С.Н.) приобрела наша страна. Надо работать с этим, давать оценку, предпринять все необходимое для этого -- и в смысле изменения законодательства, и других мер", -- разумно отметил глава государства. Однако тут же почему-то добавил: "В то же время давайте не будем забывать, что допинговые скандалы -- это в известной степени средство сведения счетов и элемент глобальной спортивной конкуренции". "Это не просто так, это не то, что связано с плохим поведением спортсменов, тренеров или целой спортивной страны", -- считает президент. Он указал, что "нужно уметь давать сдачи".
Вот как раз «сдачи» за допинг никому давать не надо. Разве только самим себе. Попадающиеся на запрещенных препаратах российские спортсмены -- проблема, в которой виновата Россия, только Россия и никто, кроме России.
Никогда к нашей стране не было какого-то слишком пристрастного отношения по части борьбы с допингом. Россия, в частности, избежала участи сборной Болгарии по тяжелой атлетике или сборной Финляндии (причем и мужской, и женской) по лыжным гонкам: были периоды, когда эти сборные из-за массовых случаев использования запрещенных препаратов вовсе отлучили от международных соревнований. Россию же при обилии допинговых скандалов в лыжных гонках, биатлоне и легкой атлетике как страну в этих видах спорта никогда не дисквалифицировали. Мы просто не выбирали «квоту», с которой начинается дисквалификация.
Я всегда с большим сомнением относился к самой сути нынешней борьбы с допингом. Большой спорт требует таких нагрузок, а стоящий за ним бизнес и массы болельщиков хотят от спортсменов таких достижений, что соревнования атлетов уже давно превратились в том числе в битву современных медицинских технологий. Поэтому контролировать нужно не столько использование допинга, сколько отсутствие в медицинских препаратах и технологиях, применяемых в спорте, угрозы жизни и здоровью спортсменов. Иными словами, большой спорт сам по себе едва ли не вреднее для здоровья, чем большинство запрещенных препаратов. И запрещать их было бы разумнее не более чем по сомнительным критериям воздействия на спортивные результаты, а по признакам опасности для здоровья атлетов. Однако правила есть правила -- dura lex, sed lex.
Национальных законов в мировом спорте не существует. Разумеется, в России должны появиться спортивные чиновники, способные отстаивать интересы спортсменов в том числе в антидопинговых процессах. Но президент России ошибается, утверждая, что с нами сводят счеты посредством допинговых скандалов. Едва ли не единственный вопрос, по которому существует полное согласие наших атлетов, чиновников, экспертов,-- отсутствие в России сколько-нибудь современной спортивной медицины. Вот корень проблемы.
Можно сколько угодно рассуждать на тему зарубежных спортсменов-астматиков, которым разрешено пользоваться частью препаратов, являющихся для других категорическим табу (самый знаменитый астматик -- легенда мирового биатлона Оле Эйнар Бьорндален). Но тогда попробуйте корректно доказать на международном уровне, что ваши ведущие спортсмены тоже астматики. Иначе получится как у замечательной польской лыжницы Юстины Ковальчик, попытавшейся обвинить некоторых своих конкуренток из других стран, что все они «почему-то» страдают астмой. Практически сразу после этих обвинений попалась на допинге (причем с лечением астмы никак не связанном) партнерша Ковальчик по сборной Польши Корнелия Марек. И инвективы Ковальчик сразу приобрели нехороший оттенок.
Современная спортивная медицина, жесткий и честный национальный антидопинговый контроль, начиная с детского спорта (допинг в России начинают принимать уже на этом уровне) -- вот единственно возможная форма «сдачи» на допинговые скандалы с российскими спортсменами. Не применяйте или не попадайтесь, в точном соответствии с хорошо понятным любому жителю России принципом «не пойман -- не вор».
Если Россия сумеет хотя бы лет пять прожить без единого доказанного случая применения допинга, ее имидж честной спортивной державы восстановится сам собой.
Семен Новопрудский