|
|
N°125, 16 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из союза -- в профсоюз
Главного белорусского интегратора понизили
Сегодня Федерация профсоюзов Белоруссии изберет нового лидера -- им станет нынешний замглавы администрации президента Леонид Козик. Вчера с ним уже встретился Александр Лукашенко и напутствовал на новую должность. До сих пор г-н Козик был главным белорусским интегратором -- возглавлял рабочую группу по конституционному акту союзного государства и вообще отвечал за союзные отношения с Россией. В журналистских кругах говорят о том, что для Козика должность председателя федерации -- серьезное понижение. Резкие заявления Владимира Путина, касающиеся Минска, крайне негативно сказались на карьере замглавы администрации. А ведь именно о нем говорили как о наиболее вероятном кандидате на пост премьера. Кто теперь будет отвечать за интеграцию -- неизвестно. Сам Леонид Козик ситуацию не комментирует. «У Козика незавидное положение. Зарплаты снижаются, их выплаты надолго задерживаются, и профсоюзному лидеру будет непросто работать с правительством. Ему придется делать выбор», -- считает Владимир Гончарик, бывший руководитель федерации профсоюзов и единый кандидат в президенты от оппозиции.
Предшественник Козика на профсоюзном посту Франц Витко ушел в отставку в конце минувшей недели. Именно он прошлой осенью сменил Гончарика после его поражения на выборах. Витко придерживался мягкой тактики во взаимоотношениях с властными структурами, однако добрых отношений между исполнительной властью и федерацией так и не сложилось. В конце прошедшего года профсоюзам запретили централизованно взимать взносы на предприятиях, потом под эгидой власти стали создаваться альтернативные профсоюзные организации. Возникли проблемы с профсоюзной собственностью. Лидер профсоюза автосельхозмашиностроения Александр Бухвостов, единственный член президиума федерации, голосовавший против отставки Витко, не сомневается в том, что кандидатура Леонида Козика возникла потому, что руководству страны на посту профсоюзного босса необходим человек, которому оно может доверять и при котором профсоюзы будут послушными.
«Не менять существо договора»
Как Минск видит будущее союзного государства, газете «Время новостей» рассказал министр иностранных дел Белоруссии Михаил ХВОСТОВ.
-- Какие предложения будут сделаны по будущему союзного государства?
-- Они совпадают с тем видением, которое Россия излагает. Мы единственно просим не менять существо договора.
-- Как Белоруссия трактует понятие суверенитета в свете недавних заявлениях Путина о едином государстве?
-- Это политический суверенитет, самостоятельность в международных делах.
-- Путин, в частности, говорил, что российская экономика в скором времени поглотит белорусскую...
-- Интеграция экономик, глобализация -- мы же знаем, что это за процесс. Интегрируется Европа, посмотрите, что собой представляет сейчас Евросоюз. Политически государства суверенны, но они объединяют свои экономики. У нас есть свой опыт, мы его уже наработали. Думаю, в перспективе союз будет строиться на политическом суверенитете и глубокой экономической интеграции.
-- Что касается основных кампаний, запланированных в рамках союза, что будет сначала -- парламентские выборы или референдум по конституционному акту?
-- Разговор не окончен, есть наши предложения, есть предложения России. Мы исходим из того, что существо договора трогать не нужно. Я думаю, сначала нужно принять конституционный акт. Как можно проводить выборы в парламент, когда неизвестны его функции?
-- Когда возможен референдум по конституционному акту?
-- Не знаю даже, как подступиться к этому вопросу. Прежде всего мы должны исходить из того, что сначала договор должен быть выполнен экономически. Стороны должны серьезно поработать над конституционным актом.
-- По каким параметрам должен быть выполнен этот договор?
-- Если посмотреть предметно на приложения к этому договору, есть вещи, которые мы должны были реализовать, -- единые цены, тарифы, я имею в виду цены на газ, электроэнергию. На социальную сферу давайте посмотрим -- условия работы для граждан. Все это пока реализуется на уровне конкретных действий конкретных министерств, но нет единого документа, где это все формулировалось бы.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск