|
|
N°50, 26 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под угрозой телевидения
Сотрудники ГИБДД вымогали деньги у столичных водителей
Преображенский райсуд Москвы на днях вынес обвинительный приговор по делу инспекторов отдельной роты дорожно-постовой службы (ДПС) столичного ГИБДД Станислава Складнова, Антона Чернышева и Сергея Кузовлева. Все трое признаны виновными в вымогательстве и превышении должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий.
По версии обвинения, с которой согласился суд, инспекторы подбрасывали остановленным для проверки документов автолюбителям «вещество, похожее на наркотики», а потом вымогали с них деньги, угрожая не только возбуждением уголовных дел, но и показом «наркоманов» по телевидению. В итоге инспекторы были приговорены к срокам от пяти до шести лет колонии. Сами они с таким решением не согласились и обжаловали его в Мосгорсуде.
Как следует из приговора, 15 августа 2008 года москвич Руслан Алиев ехал на своей машине Mercedes-Benz в качестве пассажира, а за рулем находился его друг Дмитрий Дубов. На улице Радио у дома 23/9 их остановили сотрудники ДПС Кузовлев и Назаров (они не представлялись, и их фамилии были установлены позже), которые попросили предъявить документы. Затем милиционеры начали обыскивать машину, и «в портфеле, находившемся в багажнике, обнаружили таблетку коричневого цвета». Тогда инспекторы по телефону вызвали подкрепление, и через несколько минут оно явилось в лице еще двух инспекторов -- Складнова и Чернышева.
Последний, как следует из приговора, подошел к г-ну Алиеву и попросил предъявить документы на машину, а Складнов одновременно «нанес ему удар рукой сзади в области шеи, а Чернышев забрал документы». Пока Алиев приходил в себя от удара, Складнов заковал в наручники г-на Дубова и ударил его несколько раз в грудь, продемонстрировав пакетик с «веществом, похожим на наркотики». Затем они подвели Алиева к служебной машине, «приказав встать у багажника, раздвинуть руки и ноги», после чего Складнов «произвел личный досмотр».
В процессе досмотра г-н Алиев «почувствовал, как Складнов в задние карманы его джинсов что-то положил и сразу же достал», заявив, что у него только что были «обнаружены и изъяты наркотические средства, что он сейчас вызовет пресс-службу и сотрудников Госнаркоконтроля, чтобы сюжет о задержании Алиева с наркотическими средствами показали по телевидению».
Как следует из приговора, почти сразу инспектор предложил «задержанному» и альтернативу -- заплатить 300 тыс. руб., чтобы никого не вызывать. Поскольку г-н Алиев был «сильно напуган», он стал звонить по знакомым и собирать нужную сумму. Это ему удалось довольно быстро, тогда Складнов и Чернышев на служебном автомобиле отвезли мужчину к двум знакомым, у которых получили деньги, а также «забрали у Алиева телефон Vertu».
Перед тем как г-на Алиева отпустили, он успел записать номер служебной машины инспекторов на старой квитанции, которая позже была признана вещдоком. Немного придя в себя, приятели осознали, что стали жертвой вопиющего беззакония, и написали заявление в управление собственной безопасности ГУВД Москвы, которое затем было передано в следственный отдел СКП по Центральному административному округу (ЦАО).
В ходе проверки информация заявителей подтвердилась. Среди прочего было установлено, что автоинспектор Складнов постоянно пользовался отнятым у г-на Алиева мобильным телефоном Vertu, вставив в него свою SIM-карту. В результате в отношении Станислава Складнова, Антона Чернышева, Сергея Кузовлева и Антона Назарова было возбуждено уголовное дело.
В ходе его расследования выяснилось, что все четверо ранее уже не раз вызывали аналогичные подозрения. Так, еще в декабре 2002 года на вымогательство денег Складновым под предлогом подброса наркотиков жаловался гражданин Соберов, но тогда прокуратура Преображенского района в возбуждении уголовного дела отказала. А в отделе СКП Кузьминского района обнаружилось два уголовных дела, в которых фигурировали эти же инспекторы, возбужденных несколькими месяцами ранее по заявлению граждан Лысенко и Беляева, попавших в такую же ситуацию.
В результате по решению руководителя московского СКП Анатолия Багмета старое постановление об отказе в возбуждении дела против Складнова было отменено, и все три дела были переданы в отдел СКП по ЦАО и сведены в одно производство.
В результате Складнову, Чернышеву, Кузовлеву и Назарову были предъявлены обвинения в вымогательстве и превышении должностных полномочий. Сами они от дачи показаний отказались, воспользовавшись ст. 51 Конституции (не свидетельствовать против себя). Через несколько дней Хамовнический райсуд санкционировал арест Складнова, Чернышева и Кузовлева, а Назарову удалось скрыться. Дело в отношении него было выделено в отдельное производство. После того как следствие установило, что он скрывается на Украине, его объявили в международный розыск.
Изучив доводы следствия, суд пришел к выводу, что вина трех инспекторов полностью доказана, и «исправление и перевоспитание подсудимых возможно лишь в условиях изоляции от общества». В итоге Складнова приговорили к шести годам колонии, Чернышева -- к пяти, а Кузовлева -- к пяти с половиной годам лишения свободы.
Екатерина КАРАЧЕВА