|
|
N°51, 29 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кавказ на Неве
В Петербурге ищут следы пропавших родственников убитого ингушского оппозиционера
Найдены следы пропавших в Петербурге родственников убитого ингушского оппозиционера, владельца сайта «Ингушетия.орг» Макшарипа Аушева. Об этом рассказали на встрече с журналистами в петербургском Институте региональной прессы родные потерпевших и их адвокаты.
Напомним, что Макшарип Аушев погиб от рук неизвестных, которые расстреляли его автомобиль 25 октября 2009 года на федеральной дороге «Кавказ» вблизи Нальчика. Спустя почти два месяца на той же трассе разыгралась другая трагедия: 16 декабря по дороге в Магас "Жигули", в которых находились беременная вдова Аушева -- Фатима, ее мать и братья, сначала были обстреляны сотрудниками ГИБДД, которым показались подозрительными маневры машины, а через несколько минут автомобиль взорвался.
Выжила только Фатима Аушева. Родственники срочно перевезли Фатиму в Петербург, где она в конце декабря родила сына. Но сами родственники -- родной брат Фатимы Али Джаниев, двоюродный брат Магомед Аджиев, два дяди, Юнус и Юсуп Добриевы, -- сразу после приезда в Петербург, в ночь на 27 декабря, бесследно исчезли. Они оставили Фатиму Аушеву в квартире ее родных, а сами на автомобиле ВАЗ-21099 поехали в общежитие, где планировали остановиться. Через час оказалось, что все четыре телефона уехавших молчат. С тех пор ничего о пропавших людях их родные и близкие не слышали. Через месяц было возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 2 -- убийство двух и более лиц.
Как рассказали на встрече в Институте региональной прессы адвокаты, им все-таки удалось напасть на след пропавших людей. На официальный запрос родственников Добриевых и Аджиева адвокатам были представлены видеосъемки камер наружного наблюдения из предполагаемого района передвижения исчезнувшей машины. Довольно скоро они увидели пропавшую машину и обнаружили, что за ней след в след идут еще три автомобиля -- джип и два микроавтобуса. На видеозаписи со следующего перекрестка этих машин не оказалось.
Тогда родственница одного из пропавших и друг семьи пошли по квартирам домов, находящихся на том перекрестке, и достаточно быстро нашли свидетелей. Свидетели рассказали, что в тот вечер видели из окон, как три машины -- джип и два микроавтобуса -- взяли в тиски легковушку: джип подрезал машину, а микроавтобусы не дали ей сманеврировать. А дальше все произошло «как в кино» -- так описывали событие все очевидцы. Из микроавтобусов выскочили люди в черном камуфляже и черных масках, открыли двери преследуемой машины и вытащили оттуда несколько мужчин. Одного из них стали бить, остальных сразу перегрузили в микроавтобусы. При этом один из людей в черном вышел на проезжую часть и начал регулировать движение. Еще один человек снимал происходящее на камеру. Потом один из людей в черном сел в преследуемую машину и уехал, микроавтобусы и джип также покинули место действия.
Свидетелей происшествия родственники пострадавших нашли в марте. Четверо из тех, кто рассказывал об увиденном из окон квартиры, согласились дать показания у следователей. Теперь следствие располагает свидетельскими показаниями, которые, по мнению адвокатов потерпевшей стороны, подтверждают факт силового захвата. Более того, по мнению адвокатов, задержание и похищение людей проводили агенты государства. А это, как заявил один из адвокатов потерпевших -- Иван Павлов, согласно 3-й и 5-й статье Европейской конвенции по правам человека, дает право обратиться напрямую в Европейский суд, минуя судебные процедуры внутри страны.
Танзила Добриева, жена похищенного Юнуса Добриева, подтвердила решение обратиться в Европейский суд еще и потому, что, по ее мнению, расследование этого дела в Петербурге ведется недостаточно эффективно. Следователи до сих пор прорабатывают версии о том, что пропавшие сами куда-то уехали, или версию о криминальных разборках.
"Я возмущен тем, что в "культурной столице" спокойно среди бела дня пропадают люди, -- сказал Руслан Васильев, друг семьи Добриевых. -- Мы видели на записях с камер, как проводилась эта операция, и считаем, что либо у преступников, входящих в организованные группировки, абсолютно развязаны руки, либо задержание и похищение проводили сотрудники силовых структур. Почему мы за три дня нашли свидетелей, а следствие до сих пор не сдвинулось с места?"
На вопрос, почему они так уверены, что похищали родственников Макшарипа Аушева силовики, адвокат Иван Павлов пояснил: обычные бандиты не стали бы снимать на камеру компромат против самих себя, а сотрудники правоохранительных органов делают оперативные съемки во время своих операций. Кроме того, он полагает, что бандитам было бы все равно, как идет движение на дороге, они не стали бы разруливать дорожную пробку, а оперативный сотрудник начал регулировать поток машин, чтобы не создавать помехи движению.
"Это не Чечня, не Ингушетия, это Петербург, но и здесь люди пропадают на глазах у окружающих, как на Северном Кавказе, -- заявил адвокат Павлов. -- Мы думаем, что исчезновения и пытки где-то далеко и нас здесь это не касается. Но, оказывается, все очень близко и касается каждого".
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург