|
|
N°125, 16 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучше вы к нам
Страсбургские судьи не захотели в Магадан
Европейский суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил вчера второй иск против России (первым был иск ликвидатора-«чернобыльца», связанный с задержкой выплат компенсации). Бывший магаданский банкир Валерий Калашников получит от правительства компенсацию в размере 8 тыс. евро. Хотя первоначально г-н Калашников требовал выплатить ему за разрушенный бизнес и моральный вред аж 13 миллионов долларов, его адвокаты все равно могут праздновать победу. Европейские судьи, посчитавшие претензии бизнесмена сильно завышенными, все же удовлетворили иск, а представитель России при Европейском суде Павел Лаптев признал поражение и заверил, что страна безусловно выполнит принятое в Страсбурге решение и выплатит положенную сумму.
Бывший глава Северо-Восточного акционерного банка в Магадане Валерий Калашников был в августе 1999 года признан виновным в злоупотреблении служебным положением, обмане, злоупотреблении доверием, присвоении и растрате средств, а также подделке и использовании заведомо подложных документов. По совокупности всех этих обвинений российский суд приговорил его к пяти с половиной годам лишения свободы с конфискацией. 11 августа того же года приговор вступил в силу, но уже в июне 2000 года г-н Калашников был освобожден по амнистии. Обжаловать приговор суда в кассационном порядке банкир не стал, но посчитал, что в ходе следствия и процесса по отношению к нему многократно была допущена несправедливость. Нарушенными оказались, по его мнению, несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека. И потому жаловаться банкир стал в Страсбург, причем его петиция была одним из первых «русских дел», принятых к рассмотрению Европейским судом по правам человека.
После долгого разбирательства основную часть его претензий к России судьи в Страсбурге отвергли, согласившись лишь с тем, что три статьи конвенции все-таки были попраны системой российского правосудия. В частности, условия содержания г-на Калашникова в магаданском СИЗО №1 были признаны недопустимыми, как и сроки следствия по делу о присвоении и растрате средств. В итоге объем морального ущерба в связи с этим суд оценил в 5 тысяч евро, остальные 3 тысячи уйдут на покрытие судебных издержек. Многомиллионные требования истца остались, таким образом, без внимания.
Российская сторона признает результат процесса, однако считает, что если бы судьи внимательнее исследовали дело, платить, возможно, пришлось бы еще меньше. По словам г-на Лаптева, судей неоднократно приглашали посетить Магадан и ознакомиться с местными тюрьмами, но те не решились на такой визит. Между тем только эта поездка смогла бы дать им понять, в каких условиях работает на Дальнем Востоке российская пенитенциарная система. Г-н Лаптев не спорит с тем, что истца содержали не по евростандартам. Но ему хотелось бы, чтобы судьи были более снисходительны и учитывали «известные причины, прежде всего финансово-экономического характера». Он также напомнил, что сейчас Россия работает над Федеральной целевой программой реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста, и к 2006 году часть трудностей, возможно, удастся преодолеть. Кроме того, Павел Лаптев пообещал, что по новому УПК процессуальные сроки не будут больше катастрофически затягиваться. Кстати, представитель нашей страны в Европейском суде счел необходимым проинформировать судей о том, что судьи, затянувшие процесс по делу г-на Калашникова, отстранены и в судебной системе больше не работают. Это, видимо, должно окончательно убедить Европу в том, что «российская правовая система стала твердо основываться на европейских стандартах».
Иван СУХОВ