|
|
N°125, 16 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киев поддержал отечественный автопром
Украина объявила о введении с 1 августа 32-процентных пошлин на импорт легковых автомобилей из России. На четыре месяца планируется ограничить ввоз машин с объемом двигателя от 1 тыс. до 1,5 тыс. куб. см. Под торговые ограничения попадут автомобили «ВАЗ», «ГАЗ» и «УАЗ», которые поставляются на Украину в объеме около 70 тыс. штук в год.
Российские чиновники обещают предпринять адекватные меры, поскольку «никаких экономических причин для таких действий нет». Согласно соглашению о свободной торговле подобные шаги возможны лишь после того, как будет доказан ущерб, понесенный украинской экономикой, этого, однако, сделано не было.
Идея введения пошлин на российские автомобили, составляющие более половины украинского рынка новых авто, витает давно. В 1999 году экс-премьер Валерий Пустовойтенко заявил о намерениях повысить таможенные пошлины на российские автомобили, назвав это «ответным шагом на одностороннее нарушение закона о свободной торговле Россией». Москва тогда без предупреждения увеличила вдвое вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты.
В мае нынешнего года украинское правительство приняло постановление, предусматривающее введение 20-процентной таможенной пошлины на ввозимые автомобили российского производства. Прологом к этому стало решение Украины ограничить ввоз 20 с лишним наименований российских товаров. В Киеве считают, что торговую войну спровоцировала Россия, которая в одностороннем порядке начала вытеснять украинские товары со своих рынков: от карамели до труб, составляющих одну из важных статей украинского экспорта. Оружием в торговой войне стала украинская межведомственная комиссия, которая провела антидемпинговое расследование по поводу ввоза автомобилей «ВАЗ», конкурирующих с украинскими «Тавриями» и Daewoo Lanos. Теперь вазовская «десятка», стоимость которой составляла около 5,5 тыс. долл., должна подорожать на Украине до 8 тысяч.
Украинские АвтоЗАЗ-Дэу и ЛУАЗ, с которыми конкурируют россияне, намереваются при помощи 32-процентных пошлин увеличить свой сбыт на украинском рынке. Кроме того, введение пошлин будет стимулировать россиян открывать совместные сборочные предприятия на Украине (такие уже имеются в Луцке, Чернигове и Крыму).
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев