Время новостей
     N°50, 26 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2010
Люди в правах
У Ингушетии появился новый сенатор и новый омбудсмен
Парламент Ингушетии произвел вчера сразу два кадровых назначения: республиканским уполномоченным по правам человека стал 35-летний юрист Джабулат Оздоев, а сенатором от ингушской законодательной власти -- 47-летний предприниматель Муса Келигов.

Голосование по обеим кандидатурам прошло практически сразу же после встречи президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова со специальным докладчиком Парламентской ассамблеи Совета Европы по проблеме обеспечения прав человека на Северном Кавказе Диком Марти. Президент Ингушетии признал наличие существенных проблем, о которых гость имел возможность узнать непосредственно, встретившись с семьями пострадавших от противоправных действий представителей власти в офисе ингушского отделения правозащитного центра «Мемориал». Г-н Евкуров также заверил, что его «главный принцип -- обеспечить права человека при любой ситуации, совершил он преступление или нет».

Бывший уполномоченный по правам человека в Ингушетии Керим-Султан Кокурхаев был досрочно освобожден от должности осенью прошлого года. Он безуспешно пытался обжаловать свою отставку в суде, считая, что она вызвана его критикой в адрес Народного собрания. Но проблема, судя по всему, была глубже: прежний уполномоченный не устраивал президента Евкурова, который считал, что г-н Кокурхаев больше озабочен собственным имиджем, чем защитой прав жителей Ингушетии.

После отставки г-на Кокурхаева президент Ингушетии вносил в парламент кандидатуру Азамата Нальгиева, который ныне возглавляет Общественный совет по правам человека при президенте республики. Кандидатуру г-на Нальгиева охотно поддержали многие правозащитные организации, но процедура его утверждения так и не состоялась. По некоторым данным, Азамат Нальгиев получал анонимные угрозы в свой адрес. В то же время лидер радикальной ингушской оппозиции Магомед Хазбиев позволил себе публично заявить, что г-н Нальгиев сам не нуждается в такой должности в силу проблем со здоровьем и преклонного возраста.

На сайте «Кавказский узел» в последние несколько месяцев проводился опрос, кто, по мнению читателей, должен стать омбудсменом Ингушетии. Магомед Хазбиев стабильно занимал второе место, набирая около 30% голосов, но было очевидно, что эта кандидатура непроходная. Автор идеи альтернативного «тейпового» парламента Ингушетии, призвавшего в конце 2007 года к немедленной отставке тогдашнего президента республики Мурата Зязикова, остается в слишком радикальной оппозиции к действующему президенту. Первое место занимал известный ингушский общественный деятель Магомед Муцольгов.

Однако в итоге была внесена неполитическая кандидатура декана юридического факультета Ингушского госуниверситета Джамбулата Оздоева. Он тут же заявил: «При проведении спецмероприятий необходимо сделать все, чтобы невинные граждане не страдали от действий государственных органов и чтобы эти спецмероприятия проводились в строгом соответствии с законом».

Избрание Мусы Келигова представителем парламента Ингушетии в Совете Федерации как раз, наоборот, скорее политическое решение. В середине 1980-х годов Муса Келигов воевал в Афганистане, где познакомился с Русланом Аушевым, которому суждено было стать первым президентом Ингушетии. Хотя г-н Келигов не занимал в республике никаких должностей, а до 2000 года работал в НК «ЛУКОЙЛ», он считался одним из верных соратников г-на Аушева. В 1998 году был похищен родной брат Мусы Келигова. Тогда он взял отпуск, приехал на родину, выяснил, что брат находится в руках одного чеченского «бригадного генерала», собрал отряд и летом 1999 года предпринял вооруженный рейд в Чечню, в ходе которого брата освободили, а «бригадного генерала» убили.

После этого произошла загадочная история с одним из возможных заказчиков похищения Сулейманом Цечоевым. Он был задержан в Кабардино-Балкарии, но вывезен из СИЗО некими лицами, которые представились ингушскими милиционерами, после чего убит: тело нашли также на территории КБР. Расследованием дела о соучастии Цечоева в похищении брата Мусы Келигова занимался тогдашний зампрокурора Малгобекского района Магомед Евлоев, который при Мурате Зязикове стал одним из лидеров ингушской оппозиции и был убит в милицейской машине в 2008 году. Г-н Евлоев считал вину Цечоева доказанной. Тем не менее в 1999 году именно Магомеда Евлоева обвинили в подделке документов, по которым фальшивые милиционеры вывезли Цечоева из кабардинского СИЗО. Дело приостановили из-за отсутствия доказательств, но в 2007 году возобновили по совершенно очевидным политическим мотивам.

А в апреле 2008 года, за несколько месяцев до убийства Магомеда Евлоева, российские СМИ облетела история о том, как бизнесмен Муса Келигов повстречался в одном из московских отелей с тогдашним президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, который в результате этой встречи якобы оказался избит. К этому моменту Муса Келигов, который в 2002 году разошелся с Русланом Аушевым и активно поддерживал Мурата Зязикова, когда тот выдвинулся в президенты Ингушетии, уже успел разочароваться во втором президенте республики. Кстати, именно г-н Келигов в интервью «Времени новостей» назвал Юнус-Бека Евкурова одним из наиболее вероятных кандидатов в преемники Мурата Зязикова за полгода до смены президента Ингушетии.

В начале 2000-х годов Муса Келигов сначала некоторое время был заместителем главы Ненецкого автономного округа, затем -- главным федеральным инспектором Южного федерального округа по Ингушетии и заместителем полпреда президента в ЮФО. С 2004 года г-н Келигов оставил государственную службу и стал президентом компании «Ингросс». В Ингушетии его приход в Совет Федерации на место назначенного заместителем министра юстиции РФ Василия Лихачева воспринимают как еще одно достижение борцов с прежним президентом Муратом Зязиковым. Хотя и не забывают, что именно г-н Келигов в значительной мере был организатором прихода г-на Зязикова к власти.

Г-н Лихачев стал сенатором от Ингушетии в 2004 году, но в республике его воспринимали как чужого: в 1990-е годы г-н Лихачев был вице-президентом и председателем Народного собрания Татарстана, а в начале 2000-х -- послом России в Евросоюзе. В мае 2009 года Юнус-Бек Евкуров уже сменил сенатора от исполнительной власти: вместо Исы Костоева, выразившего несогласие с президентом по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта вокруг Пригородного района, сенатором стал Мухарбек Дидигов.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии