|
|
N°50, 26 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подвала прошу!
«Фобос. Клуб страха» на московских экранах
Для начала историческая справка: Фобос -- один из двух спутников Марса, названный в честь древнегреческого бога страха, сына Ареса и Афродиты, нередко сопровождавшего своего отца в многочисленных битвах. Фобос вращается вокруг своей оси с тем же периодом, что и вокруг Марса, поэтому всегда повернут к нему одной и той же стороной. Приливное воздействие Марса постепенно замедляет его движение, что в будущем приведет спутник к падению на поверхность планеты. Размеры составляют 26,6х2,2х18,6 км. У Фобоса отсутствует атмосфера.
Выбирая название для своего ночного клуба, малоприятный мальчик-мажор (Алексей Воробьев), который ненавидит, когда на стекле его иномарки оставляют следы, а прической, курточкой и общей психофизикой похож на другого богатенького сынка, негодяя-насильника из культового фильма «Авария -- дочь мента», ориентировался в первую очередь на мифологию. Именно поэтому стены его заведения разукрашены страхолюдными монстрами, а само оно располагается в помещении бывшего бомбоубежища. Одним дождливым вечером в недостроенном очаге культуры и отдыха собирается следующая -- практически идеальная для любого фильма ужасов с обратным отсчетом тел -- компания: помимо богатея и его возвышенной невесты (Татьяна Космачева) под сводами «Фобоса» оказываются жулик-администратор (Петр Томашевский), пытающийся нажиться на всем, включая стильные черные писсуары, но при этом лелеющий надежду стать управляющим; его зазноба, типичная пышногрудая блондинка (Рената Пиотровски) с подружкой-готкой (Агния Кузнецова); мужественный красавец прораб (Тимофей Каратаев), о чьем непростом прошлом дают понять шрамы на запястьях; наконец прибывший практически к шапочному разбору диджей (Петр Федоров), неравнодушный к запрещенным Уголовным кодексом стимуляторам.
Из-за диджея, в сущности, все и началось. Уединившись в бывшем командном пункте бомбоубежища, дабы «подбить ноздрю», он случайно нажимает важную красную кнопку, и бронированные двери «Фобоса» автоматически закрываются. Положение становится совсем безнадежным, когда насмерть бьет током пытавшегося разобраться в ситуации электрика, и великолепная семерка остается в бункере без света и в компании трупа. Довольно скоро становится ясно, что снаружи по разным причинам никто никого не хватится, помощи ждать неоткуда, а мобильная связь бессильна перед тоннами железобетона. Пытаясь найти выход, компания обнаруживает, что раньше в убежище располагался секретный объект МГБ СССР, а один из коридоров кончается самой настоящей расстрельной стенкой. По коридорам же с рыком и грохотом бродит некий абстрактный и всеобъемлющий Страх как таковой. Выясняется, что у всех пленников «Фобоса» есть свои фобии -- у кого огонь, у кого вода, у кого покойники -- которые немедленно дают о себе знать. И шансов на спасение все меньше.
Сказать, что у картины Олега Асадулина (в прошлом году полнометражно дебютировавший в Германии фильмом ужасов «Запертый»), как у его космического тезки, «отсутствует атмосфера», пожалуй, нельзя. Некоторое количество вполне удобоваримого саспенса на экране присутствует, хотя моменты эти и предсказуемы до микросекунды. Проблема в другом: с сожалением приходится наблюдать, как по-настоящему мощная тема оказывается погребена под грудой штампов, позаимствованных из заокеанских аналогов. Болты сами собой вылетают из своих гнезд, провода скручиваются в петли и силки, а по стенам ползут зловещие разводы потусторонней плесени -- совсем как в любом из четырех «Пунктов назначения», каковые явно служили создателям «Фобоса» слишком уж явным источником вдохновения. И даже название фильма в титрах заменяет вывеска ночного клуба, заставляя вспомнить аналогичное начало в «Хостеле». Да и финальный сюжетный кульбит (раскрывать его неприлично, хотя с другой стороны ничуть не менее неприлично его использовать) никак нельзя назвать эксклюзивным. И это при том, что герои «Фобоса» оказываются в пространстве, где просто невозможно не соорудить по-настоящему оригинальный, эффектный и, самое главное, самобытный фильм ужасов. Катакомбы секретного объекта времен культа личности, покрытые зеленым сукном столы, шкафы, под завязку набитые просроченными психотропными препаратами и противогазами, автоматические самострелы, секретные документы пачками и портрет Сталина на стене -- кажется, что в таком безупречном антураже (отличная работа художников Рональда Кольманна и Айна Нурмелы) просто нельзя не придумать историю, тревожащую тени потаенного имперского оккультизма с бродящими по коридорам бункера неупокоенными тенями Глеба Бокия и прочих красных чернокнижников. Пусть не совсем всерьез (хотя почему бы и нет), пусть в гротескном духе хотя бы повести Кима Ньюмана «Мертвяки-американы в московском морге», но пренебрегать такой фактурой кажется почти что преступным. Тем не менее, обстоятельства места оказываются абсолютно непроработанными, и зрителю приходится наблюдать за совершенно стерильной схемой, в которой психологизм заменяют сентенции вроде «эта такая боль -- когда была любовь, а потом ее нет», а нутряной ужас -- судорожные попытки вспомнить, где конкретно (и, в сущности, совсем недавно) была использована та или иная страшилка. Радует, пожалуй, только одно -- из-за все того же помянутого выше кульбита становится невозможным производство продолжения «Фобоса». Так что волей-неволей придется в следующий раз придумывать что-нибудь новое. И по возможности свое.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ