«Европейские выборы» пообещал глава Центризбиркома Владимир Чуров дагестанскому Дербенту, где -- уникальный случай в новейшей истории России -- прошедшие 11 октября минувшего года
выборы мэра были признаны недействительными из-за вопиющих нарушений. Вторая попытка избрать градоначальника будет предоставлена Дербенту, по предварительным сведениям, в единый день голосования 10 октября. Впрочем, возможно, эти выборы совместят с довыборами в Народное собрание Дагестана, которые, по сведениям "Времени новостей", ожидаются уже весной. На заседании 24 марта ЦИК рассмотрел некоторые вопросы, связанные с подготовкой к выборам мэра Дербента. Причем не по своей воле, а согласно частному определению Верховного суда Дагестана.
Напомним, что в день голосования в Дербенте не открылись 16 из 36 избирательных комиссий, сотрудники милиции не пускали людей на участки, а кое-где дело дошло до стрельбы, в результате чего был ранен один из мирных жителей. В город даже вынужден был экстренно выезжать полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов.
После подсчета голосов горизбирком отдал победу действующему мэру Феликсу Казиахмедову, набравшему, по официальным данным, 67,5% голосов, тогда как его ближайший соперник Имам Яралиев получил лишь 27,73%. Однако г-н Яралиев и его сторонники этих цифр так и не признали. Итоги выборов были отменены городским судом 3 декабря минувшего года, а 23 декабря Верховный суд Дагестана подтвердил это решение.
Одновременно республиканский Верховный суд вынес частное определение, обязав Генпрокуратуру и Центризбирком рассмотреть вопрос о дербентских выборах. По закону это должно было быть сделано в течение трех месяцев со дня выдачи судебного решения. Срок истекал 25 марта, так что ЦИК тянул с этой неудобной темой до последнего. Неудобна она потому, что и в день голосования, и при подведении итогов представители комиссии на словах признавали выборы состоявшимися.
«Не очень приятно читать свое имя в частном определении суда, -- признал заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлев. -- Утешает, что я там вместе с Владимиром Евгеньевичем (Чуровым. -- Ред.)». Член комиссии Сиябшах Магомедов между тем заявил, что «такого масштаба нарушений не было в РФ», в том числе в связи с подкупом избирателей. Г-н Магомедов подтвердил, в частности, что цена одного голоса превышала 10 тыс. рублей.
Леонид Ивлев всего этого не отрицал, однако намекнул, что могло бы быть и хуже. «Усилия ЦИК позволили избежать большего -- понятно, что я имею в виду?» -- задал он риторический вопрос. Речь шла о возможности масштабных вооруженных столкновений.
На заседании присутствовал глава дагестанского избиркома Магомед Дибиров. Член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин попытался выяснить у него, каким образом на не открывавшихся для голосования участках удалось подвести итоги и составить протоколы. Г-н Дибиров пояснил, что протоколы были подписаны 12 октября, для чего сотрудников комиссий разыскивали милиционеры. «Это новая технология, в соответствии с которой голосование проводить вообще не обязательно, -- с иронией заметил товарищ Колюшин. -- Членов комиссий отлавливали с правоохранительными органами -- это говорит о степени добровольности постановки подписи». Однако развития эта тема не получила, а секретарь ЦИК Николай Конкин позже объяснил, что итоги можно было подвести по досрочному голосованию избирателей, приписанных к участку. Даже если в день выборов на этом участке никто не волеизъявлялся.
Между тем первые оргвыводы из происшедшего в Дербенте уже сделаны: своих постов лишились семь из девяти членов городского избиркома, рискнувшего подвести и обнародовать итоги такого голосования. В отставку отправился и глава этой комиссии Беньямин Шартилов. Однако этого оказалось недостаточно. Сам Владимир Чуров, взяв слово, в жесткой форме раскритиковал и произошедшее в Дербенте, и доклад г-на Дибирова о проделанной «работе над ошибками».
Особенно главу ЦИК задел спокойный тон докладчика. «В вашем голосе не прозвучало достаточно металла! -- заявил глава ведомства. -- Вы должны сделать выводы в течение часа. Через час встретимся в моем рабочем кабинете, и к этому времени в вашем голосе должен появиться металл».
Глава ЦИК назначил кураторами дербентских выборов членов комиссии Сиябшаха Магомедова, Станислава Вавилова и себя самого. А ответственный за систему ГАС «Выборы» Валерий Крюков тут же подкинул идею, как обеспечить прозрачность голосования в Дербенте: в городе всего 36 участков, на всех можно установить электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) для автоматического подсчета.
«Выборы пройдут на высочайшем европейском уровне, и пусть только попробует кто-то нам помешать», -- угрожающе заключил г-н Чуров, не забывая о металле в голосе. И напоследок добавил со значением: «Я не случайно надел сегодня кожаный пиджак». Скорее всего имелось в виду сходство этого предмета одежды с комиссарскими кожанками, что должно символизировать диктатуру электорального законодательства и беспощадность по отношению к его нарушителям.