|
|
N°49, 25 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Daimler поймали за руку
Минюст США обвиняет автопроизводителя в подкупе
Немецкий автомобилестроительный концерн Daimler AG обвиняют в коррупции. Министерство юстиции США подало во вторник в суд Вашингтона иск против автопроизводителя, в котором обвинила Daimler в подкупе чиновников в 22 странах с целью получения госзаказов, сообщили вчера немецкие и американские СМИ. Поводом для расследования послужило заявление одного из уволенных сотрудников автоконцерна, рассказавшего о тайных счетах и применяемой в концерне практике подкупа. В список стран, куда, по мнению обвинения, «уходили» средства в период с 1998 по 2008 год, вошли Россия, Китай, Египет, Греция, Ирак, Турция, Туркменистан, Узбекистан и другие государства. По данным минюста США, официальные лица получали от автогиганта представительские лимузины и дорогие подарки -- взятки обходились компании в десятки миллионов долларов, а взамен автогигант получал выгодные государственные контракты в сотни миллионов долларов. В частности, за счет такой схемы «сотрудничества» Daimler удалось получить как минимум 50 млн долл. дополнительной прибыли.
По версии Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), которая совместно с минюстом США еще с 2004 года ведет расследование деятельности концерна, взятки представителям власти при заключении контрактов являются распространенной практикой Daimler. 1 апреля в Вашингтоне суд рассмотрит обвинения в адрес автоконцерна. Но, по данным источника Washington Post, Daimler, не дожидаясь итогов расследования, уже поспешил признать, что две его «дочки» в России и Германии -- ЗАО «Даймлер--Крайслер автомобили РУС» (в настоящее время называется ЗАО «Мерседес-Бенц РУС») и Export and Trade Finance GmbH -- работали с нарушением закона о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) и готов выплатить США компенсацию в размере 185 млн долл., из которых 93,6 млн долл. составит штраф минюсту США, а 91,4 млн долл. -- Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В качестве ответного шага автоконцерн хочет, чтобы органы юстиции США отказались от предъявления обвинения. Принятое в ходе заседания решение будет носить предварительный характер и вступит в силу после утверждения федеральными судьями. Представитель Daimler в России («Мерседес-Бенц РУС») Андрей Родионов вчера отказался прокомментировать «Времени новостей» появившуюся информацию.
По данным газеты New York Times, которая ссылается на документы минфина США, концерн продавал госструктурам легковые и коммерческие автомобили по завышенным ценам, а разницу между официальной ценой продажи и фактической переводил на счет в латвийском банке, который контролируют российские чиновники. Среди покупателей в России были структуры МВД, Минобороны, правительство Москвы, Гараж особого назначения, муниципалитеты Уфы, Нового Уренгоя и другие. Всего же на взятки российским чиновникам компания якобы потратила порядка 3 млн евро в обмен на заключенные контракты на сумму 64,6 млн евро.
Были зафиксированы случаи подкупа и в других странах. В качестве примеров минюст США ссылается на дорогие свадебные подношения дочери высокопоставленного чиновника в Индонезии и подаренный сотруднику аппарата правительства Туркмении Mercedes представительского класса стоимостью 300 тыс. долл. Официально же эти расходы списывались по статьям «комиссионные», «скидки» и «непредвиденные траты», а также в некоторых случаях как «консультационные услуги». Стоит добавить, что в 2003 году DaimlerChrysler увлекся переводом и изданием на немецком языке книги тогдашнего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова «Рухнама». По удивительному стечению обстоятельств, предшествовало этому подписание в феврале того же года договора между правительством республики и концерном о долгосрочном сотрудничестве. Договор должен был действовать до 2010 года и предусматривал закупки Туркменистаном продукции концерна на 250 млн евро.
Если будет официально установлено, что Daimler нарушил действующие на территории США антикоррупционные законы, против немецкого автостроительного предприятия в США может быть возбужден ряд гражданских и уголовных процессов, отмечает Deutsche Welle. В то же время не исключено, что стороны смогут договориться в суде о заключении мирового соглашения.
Daimler -- один из крупнейших мировых автопроизводителей. В начале октября 2007 года DaimlerChrysler AG продал 80,1% акций своего подразделения Chrysler Group частному американскому инвестиционному фонду Cerberus Capital Management, L.P. В настоящее время Daimler AG принадлежат 85% акций японской Mitsubishi Fuso Truck and Bus, 40% акций британской McLaren Group, 19,9% американской Chrysler Holding LLC, 10% американской Tesla Motors и 7% индийской Tata Motors Ltd. В середине марта Daimler AG и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) завершили сделку по покупке акций российского КамАЗа, в результате которой Daimler увеличил свою долю до 11%, а ЕБРР вошел в состав акционеров КамАЗа с долей 4%. В состав Daimler AG сегодня входят также подразделения Mercedes-Benz Cars Group и Daimler Trucks Group (занимается производством крупнотоннажных грузовых автомобилей). В прошлом году концерн продал 1,6 млн транспортных средств по всему миру. В Daimler работают порядка 256 тыс. человек.
Ирина ЦЫРУЛЕВА